Жанры хоровой музыки

По общей жанровой классификации вся музыка разделяется на вокальную и инструментальную. Хоровое творчество имеет свои разновидности, которые называются хоровыми жанрами:

1) песня; 2) хоровая миниатюра; 3) хор крупной формы;4) ораториалъно-кантатный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.); 5) опера и другие произведения, связанные со сценическим действием (самостоятельный хоровой номер и хоровая сцена); 6) обработка; 7) переложение.

Хоровая песня (народные песни, песни для концертного исполнения, хоровые массовые песни) — несложная форма (преимущественно, куплетная), простотамузыкально-выразительных средств. Примеры: А. Даргомыжский «Ворон к ворону летит», А. Алябьев  «Песня о молодом кузнеце», П. Чайковский «Без поры, да без времени» A. Давиденко «Море яростно стонало»

Хоровая миниатюра — наиболее распространенный жанр. Характерно богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание — лирика, передача чувств и настроений, пейзажные зарисовки. Примеры: С. Танеев, «Серенада», «Венеция ночью», «Вечер».

3.Хор крупной форм — Для произведений этого жанра характерно использование сложных форм (трех-, пятичастных, рондо, сонатной) и полифонии. Основное содержание — драматические коллизии, философские размышления, лирико-эпические повествования. Примеры: А. Даргомыжский «Буря мглою небо кроет», Вик. Калинников «На старом кургане», Давиденко «На десятой версте», Г. Свиридов «Табун».

4.Кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.). Примеры: И. Гайдн Оратория «Времена года», B. Моцарт «Реквием», П. ЧайковскийКантата «Москва», С. Прокофьев        Кантата «Александр Невский», Д. Шостакович  «Десять хоровых поэм».

5.Оперно-хоровой жанр. Примеры: Дж. Верди «Аида» («Кто там с победой к славе»), Ж. Бизе                       «Кармен» (Финал I действия), М. Глинка «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»), «Руслан и Людмила («Лель таинственный»), А. Бородин «Князь Игорь» («Солнцу красному слава»), М.Мусоргский «Борис Годунов» (Сцена под Кромами), П. Чайковский «Евгений Онегин» (Сцена бала), «Пиковая дама» (Сцена,в Летнем саду)

Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (Проводы Масленицы), «Садко» («Высота, высота поднебесная», «Царская невеста» («Приворотное зелье»)

6.Хоровая обработка (обработка народной песни для хорового, концертного исполнения)

A) Простейший тип обработки песни для хора (куплетно-вариационная форма с сохранением мелодии и жанра песни). Примеры: «Щедрик» — Украинская народная песня в обработке М. Леонтовича

 Б) Развернутый тип обработки — при неизменной мелодии ярко выражен авторский стиль. Примеры: «Как меня младу, младешеньку» — Русская народная песня в обработке Д. Шостаковича

B) Свободный тип обработки песни — изменение жанра, мелодии и т.п. Примеры:  «Звонили звоны» — Русская народная песня в обработке Г. Свиридова

                7.Хоровое переложение

Переложение с одного состава хора на другой (со смешанного-на женский или на мужской): А. Лядов. Колыбельная — переложение М.Климова.

Переложение сольной песни для хора с солистом: А. Гурилев. Вьется ласточка — переложение И. Полтавцева.

Переложение инструментального произведения для хора: М. Огинский Полонез — переложение для хора В. Соколова, С.Рахманинов Итальянская полька — переложение для хора М. Климова