Хоровая фактура и приемы хорового изложения

Различные приёмы изложения, соединения и переплетения хоровых голосов, которые вошли в хороведение как понятие хоровое письмо. В хоровой ткани можно выделить три основные функции:

Мелодическая функция связана с проведением в одной или нескольких партиях основной музыкальной мысли.

Гармоническая функция, охватывающая несколько голосов,- это функция сопровождения, аккомпанемента.

Контрапунктическая функция связана с дополнением, расцвечиванием, развитием основной музыкальной мысли с помощью контрастных мелодий в других голосах.

Фактура (лат. factura — обра­ботка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкально­го изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Элементами фактуры являются мелодия, бас, отдельные голо­са, аккорды, выдержанные звуки, фигурация, орнаментика.

Понятие музыкальной фактуры включает в себя все три измерения пространства: «глубину» — расслоение на функционально разнородные; «вертикаль» — диф­ференциация линии и пластов по высотнорегистровому поло­жению, «горизонталь» — время, необходимое для разверты­вания всех необходимых деталей фактуры».

Поскольку фактура представляет собой одно из наиболее стабильных, устойчивых музыкальных средств, она выступает в качестве формообразующего фактора.

В зависимости от того, какой общий принцип (склад пись­ма) лежит в основе музыкальной ткани, можно выделить типы фактуры:

мелодико-монодический (одноголосный) склад — соеди­нение голосов с одной и той же мелодией в унисон или в октаву;

мелодико-подголосочный склад — изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, осталь­ные же голоса (подголоски) — вариан­ты-ответвления основной мелодии. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур;

мелодико-гармонический склад — соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гар­монической функцией остальных при одинаковом рит­мическом рисунке обоих элементов фактуры;

гомофонный склад —мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с от­личающимся от мелодии ритмом;

гармонический (аккордовый) склад — изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а под­черкнуто гармоническую функцию;

полифонический склад — многоголосное изложение, ос­нованное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мело­дические функции (имитационная, контрастная, подголосочная);

смешанный склад — соединение голосов с тремя различ­ными функциями (мелодической, гармонической и кон­трапунктической).

Для исполнителей важным моментом является знание и понимание фактуры, т.к. приёмы изложения могут подсказать ему необходимые формообразующие и вокально-технические средства исполнительской выразительности.