Виды ансамбля. Хоровая фактура по отношению к ансамблю

Существуют разновидности ансамбля: динамический,  метро-ритмический (агогический), дикционный, артикуляционный, тембровый.

Динамический ансамбль (от греч. dinamis — сила) – это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего сочинения или его фрагмента. Динамический ансамбль определяется фактурой произведения. Работа над динамич. ансамблем связана с работой над тембром.

Метроритмический ансамбль основан на метроритмическом и дикционном единстве «произношения» музыкально-поэтического текста произведения певцами каждой хоровой партии и правильном соотношении метроритма между партиями.

 Традиционная ошибка — сокращение длительности выдержанных звуков и пауз, неверное исполнение синкоп. Приучать певцов к возможности ежесекундного изменения темпа, автоматически влекущего за собой растягивание или сокращение ритмических единиц, воспитывать у них исполнительскую гибкость.

Дикционно-орфоэпический ансамбль предполагает единую для всех членов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста (каждой партией и хора в целом). Хормейстер должен сам хорошо знать правила певческого произношения и показывать пример ясной и выразительной певческой артикуляции на практике.

Артикуляционный ансамбль использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции:

  1. Гласные в музыке — ритмические грани → идеальная согласованность их произнесения.
  2. Красивое звучание гласных — красота вокального звука, и наоборот.
  3. Стык гласных → новую гласную петь на новой атаке.
  4. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают.
  5. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста. Иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных.

Очень важно произносить текст правильно с точки зрения орфоэпии, так как она характеризует культуру речи человека. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, художественного слова.

Тембровый ансамбль предполагает работу над хоровыми тембрами. Самая главная задача дирижера – не выхолащивать тембр, а добиваться хорового унисона – путем достижения единой манеры звукообразования. Велико значение тембровой палитры в ансамбле как частном, так и общем.