Упражнения как основной принцип формирования вокальной техники и музыкальной выразительности

Для развития основ вокально-технических и музыкальных навыков используются упражнения, которые служат для:

  • овладения свободным положением гортани;
  • укрепления дыхания;
  • сглаживания и выравнивания регистров;
  • овладения чистой интонацией;
  • достижения однородности звучания на всех гласных;
  • развитие кантилены;
  • развитие подвижности голоса;
  • расширения диапазона хора;
  • выявления правильного, красивого тембра;
  • развитие техники динамических оттенков;
  • исполнения ритмически сложных построений;
  • развития певческой дикции;
  • развития беглости исполнения разных вокальных упражнений;
  • избавления от различных дефектов в голосе.

Упражнения являются основным средством приобретения вокальных навыков — этих автоматически протекающих действий в любой деятельности. Постоянное совершенствование в упражнениях предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль, что способствует формированию нужных координации.

Развитие голоса следует начинать с центра диапазона, т.е. с примарных тонов и постепенно развивать его. Только усовершенствовав эти натуральные тоны, мало-помалу потом обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки»- говорил М.И.Глинка. Метод этот в вокальной литературе называют «концентрическим». Развитие центра голоса является фундаментом для овладения полным диапазоном.

Упражнений существует множество. Все они имеют конкретную направленность: одни способствуют развитию кантилены, другие — выработке подвижности голоса, третьи — укреплению дыхания и т.д. Пение упражнений осуществляется на гласных звуках и слогах, поэтому гласные являются объектом основного внимания при обучении пению. Цель — выработать на наиболее вокально-звучащем гласном звуке лучшие певческие качества и затем перенести их на все другие гласные звуки. Упражнения можно исполнять в различных характерах, что приучает певцов к достижению выразительности только средствами тембровой окраски, без помощи слов. Значительную часть упражнений можно петь без сопровождения инструмента для того, чтобы сосредоточить внимание на тембровой чистоте звука и точности интонации.

Продолжением совершенствования вокальной техники и музыкальной выразительности являются вокализы, которые служат промежуточным звеном между упражнениями и вокальным произведением. Вокализы в своей сущности несут музыкальный образ. Нельзя петь просто ноты, не представляя себе характер музыкального произведения. Обычно вокализы исполняются на гласный звук «а». Такое исполнение в практике принято называть вокализацией. Этот способ тренирует голосовой аппарат на выносливость, способствует совершенствованию кантилены. Если гортань начинает уставать, следует изменить прием вокализации на сольфеджирование. Такой прием обеспечивает освобождение мышц гортани. Сольфеджирование стимулирует развитие четкой, ясной артикуляции и дикции, способствует выработке яркого звука. Изучение вокализов осуществляется также и на гласные с добавлением согласных. Эти приемы не только улучшают звучание голоса и его резонирование, но также способствует становлению ясной гласной.