Типы вокально-хоровых упражнений

Распевание в хоре — это настройка коллектива певцов на

  • певческую установку,
  • правильное дыхание и звукообразование,
  • звучание вокального аппарата.

Распевание состоит из упражнений.

Упражнение — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. 3 обязательных компонента

упражнения: > повторяемость, > определённая организация, > целенаправленность.

Вокальные упражнения бывают семи типов:
.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).
2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).
3.Упражнения на различные типы голосоведения (волнообразное, гаммообразное, скачкообразное, арпеджированное, прямолинейное, косвенное, ракоходное).
4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).
5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).
6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи).
7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно).
В работе с хором применяются упражнения

  1. на организация вдоха, плавного выдоха и опоры.,
  2. на цепное дыхание,
  3. на организацию атаки
  4. на выработку кантилены
  5. на выравнивание регистров
  6. на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),
  7. на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),
  8. на нюансы,
  9. на расширение певческого диапазона,
  10. на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).

Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи. Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.

Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.