Сюита в творчестве русских композиторов XX века

Сюита (от франц. — ряд, последовательность)- жанр, который сложился в хоровой музыке в советское время. Прообразами этого жанра были музыкально-литературные композиции с песнями одного жанра.  Одним из первых значительных произведений в этом жанре явилась сюита А. Кастальского «Сельскохозяйственные работы в народных песнях» для смешанного хора с сопровождением оркестра народных инструментов.  Затем появились: «Сюита из четырех русских песен» А. Пащенко, «Стенька Разин» Д. Васильева-Буг лая, «Чеченская сюита» А. Давиденко, «Семьи народов» М. Коваля «Народные мстители» Д. Кабалевского и др. После войны были созданы хоровые сюиты, отражающие мирную жизнь и труд советских людей.

О радостном созидательном труде, о строительстве гидроэлектростанции на Волге рассказывается в сюите В. Макарова (1908-1952) «Река богатырь» (сл. Я. Белинского), написанной для смешанного хора, солистов, чтеца и оркестра. В сюите семь номеров, каждый из которых раскрывает страницу истории великой русской реки, образы советских людей, преображающих ее; вся музыка пронизана любовью к Родине.

Первая часть — «Дума над Волгой» (соло баритона и смешанным хор) — лирико-патриотического характера. Мягкая задушевная мелодия сначала у солиста, затем у хора имитирует накаты речной волны. Это впечатление усиливает оркестровое сопровождение. Вторую часть «Солнечные плесы»- исполняет женский хор и альт. Выразительная теплая мелодия, напоминающая лирические волжские напевы, проникнута любованием красотой родной реки. В третьей части — «Былине о бурлаках» (мужской хор), отражаются воспоминания о тяжелом труде бурлаков, слышна поступь их старинных песен. Контрастом этой части является яркая песня строителей «Как у Волги у реки» — четвертая часть цикла (смешанный хор и баритон). Это центральный эпизод сюиты, сочными красками рисующий картину радостного труда, дух коллективизма. Переклички групп хора с возгласами «Э-эх!» придают задорный, молодецкий характер звучанию, музыка проникнута народно-песенными интонациями, а в оркестре- подражание гармошечным наигрышам. Хор написан в куплетной форме. Пятая часть — «Хорошо весной на Волге» (соло сопрано) — близка волжским лирическим частушкам-страданиям. В шестой части «Город немеркнущей славы» (смешанный хор а’капелла) — ощущается связь мелодии с народной песней «Есть на Волге утес». В стремительном финальном хоре «Прилетели птицы перелетные» — снова настроение радости, ликования. Кода, построенная на теме первой части, звучит как приветственный гимн родной отчизне.

Сюита «Река-богатырь» — произведение глубоко патриотическое, пронизанное духом народности, трудового энтузиазма, отличающееся яркой мело­дичностью, песенностью, мастерством вокального и хорового письма.

Революционная тема нашла отражение в целом ряде хоровых сюит: цикле Д. Шостаковича «Десять поэм» на слова революционных поэтов ХIX и начала XX века. «1905 год» А. Флярковского, «1905» А. Ленского (для смешанного хора). В этот период музыкального творчества значительное место занимали жанры, объединяющие различные виды пения с оркестровой музыкой: от симфонии с хором, до традиционных жанров оратории и кантаты.

Оратория, кантата, поэма принадлежат к числу ведущих жанров русской музыки XX века. Пройдя ряд этапов в своем развитии, эта область творчества находиться в состоянии подъема и входит, наряду с симфонической музыкой, в число крупнейших завоеваний современного отечественного и мирового искусства.

Расцвет вокально-симфонической музыки обусловлен, прежде всего, огромной общественной значимостью событий современности, получивших сражение в жанрах, ставших наиболее традиционной областью воплощения положительного возвышенного идеала формой выражения общезначимой мысли, массовых, общенародных устремлений эпохи.