Принципы постановки дирижерского аппарата

Начальная стадия обучения технике дирижирования имеет большое значения   для   последующего   развития   студента. Под постановкой дирижерского аппарата подразумевается формирование первоначальных дирижерских  навыков, определенных технических  приемов.  Дирижер управляет исполнителями при помощи дирижерского аппарата, куда входят руки, голова, корпус, ноги. Постановка корпуса аналогична певческой (корпус прям и естественен, плечи развёрнуты). Позиция ног должна создавать прочную опору дирижеру, обеспечивать устойчивое положение корпуса. Нельзя допускать хождения по подставке и отстукивания такта ногой. Руки — наиболее важная часть дирижерского аппарата, которые с помощью взгляда, являются главным средством общения дирижера с коллективом. Все части руки (кисть, предплечье, плечо) должны быть свободны, и в то же время представлять собой единое целое. Кисть является направляющей и наиболее важной и выразительной частью руки. Очень большую роль играет лицо дирижера. Самая четкая и тонкая жестикуляция при неподвижной маске лица не даст нужного художественного эффекта. Мимика —  неизменный  спутник  выразительного  жеста, т.к.  взгляд, сопровождающий жест, не только одухотворяет его, но и дает жесту адрес. Не    случайно    история    исполнительства знает    многих    слепых инструменталистов и певцов, но не знает слепых дирижеров.

Принципы постановки сформулированы профессором С. Казачковым следующим образом:

  1. Принцип свободы, непринужденности движений. Понимается как рациональное напряжение, соответствующее условиям данного движения.
  2. Принцип графической ясности движений. Движения дирижера должны отчетливо просматриваться        исполнителями, восприниматься ими без усилий.
  3. Принцип экономии. Экономные движения лучше и тоньше контролируются мышечным чувством и лучше сочетаются со слуховым представлением и восприятием.
  4. Принцип упреждения. Дирижирование как акт управления может состояться лишь при условии, что жест дирижера возникает раньше реальной звучности.
  5. Принцип звукодвижения. Основой для формирования звукодвижения является слухомоторная связь. Ни одного движения без слухового представления, ни одного слухового представления без точного мышечного ощущения.
  6.  Принцип художественной целесообразности. В определении того,что художественно целесообразно, дирижер руководствуется произведением: его содержанием, формой, стилем.