Приемы работы над штрихами

Для выработки штриха legato:

  • вертикальное и горизонтальное движение всей рукой (имитация побелки стены);
  • круговые движения рукой с увеличением и уменьшением амплитуды;
  • круговые движения рукой вперед, от себя;
  • волнообразные движения рукой от плеча;
  • кругообразные движения кистью (кисть обращена вниз);
  • кругообразные движения кистью в разных точках плоскости (по кругу); круговые движения кистью (восьмерка);
  • произвольные движения кистью с ощущением звуковедения большим пальцем в паре с мизинцем, затем с безымянным и т.д.

Для выработки штриха non legato:

  • бросковые ударные движения кистью (сначала на столе, на ладони другой кисти, на колене);
  • ударные движения на воображаемой плоскости, напоминающие игру в мячик;
  • кистевые удары в разных точках плоскости (по кругу);
  • ударные движения с включением предплечья;
  • движения рукой с включением плеча, напоминающие детскую игру «в веревочку со скакалкой).

Для выработки»штриха staccato:

  • легкие» ударяющие, острые («клюющие») движения кистью в одну точку (без ассоциаций отскока от горячего предмета);
  • ударяющие движения кистью из одной точки в другую (по дуге).

Основными правилами при выполнении упражнений являются:

  • периодическая проверка   ощущения   свободы   и   естественности дирижерского аппарата;
  •  привлечение  сознания   к  своим  ощущениям,  выработка  в  себе мышечного контролера;
  • выполнение упражнений с ясной целью;
  • начинать упражнения с больших и плавных движений ( legato цельно-гибкой рукой).

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика обучение нужно строить в соответствии с этими различиями: тяжелые руки облегчать, легкие утяжелять, короткие выдвигать, длинные убирать и т.п. Выработка наиболее рациональной дирижерской- позы и позиции рук должна опираться на физическую конституцию ученика, принимать во внимание удобство движения.