Приемы работы над дирижерским аппаратом

Процесс обучения дирижированию начинается с выработки свободы и пластики движений. Воспитанию этих качеств мешает отсутствие мышечной свободы, т.е. умения напрягать и расслаблять мышцы в соответствии с выражаемой музыкой. Проблема мышечной свободы является одним из важных вопросов современной педагогики, связанным с воспитанием музыканта-исполнителя. Дирижерская техника влияет на вокальную, хоровую и художественную сторону исполнения. Неестественно-напряженные движения дирижера могут привести к перенапряжению гортани певцов, к форсированному звучанию.

Обучение начинается с выполнения упражнений, имеющих целью освобождение мышц от напряжения, затем в упражнения включаются элементы дирижерской техники. Элементарные навыки, вырабатываемые в упражнениях, еще не представляют художественную технику, но облегчают и ускоряют ее появление. Внимание ученика при выполнении упражнений необходимо привлекать к своим ощущениям — к выработке мышечного чувства, контроля. Упражнения можно выполнять на музыкальном материале и вне музыки.

К. Ольхов рекомендует начинать с больших движений и уже, потом переходить к малым. В первую очередь учащийся должен добиться ощущения «цельности» движения всей руки и уже позже учиться выделять работу отдельных ее частей — предплечья и кисти.

При обучении дирижированию одной из проблем является выработка чувства опоры движения. Ощущение опоры дирижерских движений воспринимается как эластичное движение цельно-гибкой руки, которая как бы преодолевает сопротивление упругой среды. Упражнения необходимы и для развития кистевой техники. Наряду с подвижностью и свободой кисти огромное значение имеют ее осязательные ощущение и представления.

Приемы работы над дирижерским аппаратом включают ряд вспомогательных упражнений. При изучении упражнений необходимо придерживаться следующих правил:

  • точно знать, какая цель поставлена в данном упражнении;
  • не искать желаемый результат путем бесконечного повторения, а анализировать недочеты и искать правильный вариант;
  • при выполнении упражнений ориентироваться не столько на зрительное восприятие, сколько на мышечно-слуховое ощущение.

Упражнения в освобождении мышц:

  • проверяются мышцы плечевого пояса (свободно поднимать и опускать плечи);
  • освобождаются мышцы рук (легкие повороты свободно висящих рук);
  • убирается мышечное напряжение в  ногах  (центр тяжести переносится с одной ноги на другую);
  • освобождаются мышцы шеи (плавные повороты и наклоны головы);
  • освобождаются мышцы лица (не морщить лоб, не поднимать и не сдвигать брови, не сжимать зубы, не кривить рот).

Упражнения в освобождении суставов:

  • поднять руки вверх и постепенно выключать звенья, давая возможность свободно падать кисти, предплечью, плечу;
  • наклонить туловище слегка вперед, поднять прямые руки в стороны, затем «бросить» расслабленные руки вниз, как плети;
  • поднять плечи, отвести их назад, затем расслабиться и свободно, как бы бросив, опустить;
  • поднять руку вверх, отвести немного назад и свободно бросить  («мельница»).

Упражнения с элементами дирижерского жеста:

  • пластичное поднимание и опускание цельно-гибкой руки;
  • перенос руки по траектории (аркообразные движения);
  • перенос руки по прямой линии (аналогично движению смычка по струне);
  • перенос руки по волнистой линии (кистевое движение);
  • круговые движения рукой перед собой;
  • поднять руку, затем бросить, остановив на  воображаемой плоскости (опора на пальцы);
  • свободно опущенные руки согнуть в локте и слегка вытянуть вперед так, что бы предплечье оказалось параллельно полу (исходное дирижерское положение рук);
  • из исходного положения рука делает упругий отскок вверх;
  • сжимание   и   разжимание   кисти,   развитие   осязательных ощущений и представлений.

В основе второго этапа обучения должна быть опора на музыкальные слуховые восприятия. Основное требование к произведениям — это доступность, легкость для запоминания и воспроизведения. Дирижирование может начинаться только после того, как произведение выучено и может быть воспроизведено внутренним слухом с представлением слышанием общего звучания.

В основе второго этапа » обучения первоначальным дирижерским движениям