Последовательность работы над разделением функций правой и левой руки

Современная дирижерская техника немыслима без применения дифференцированного движения обеих рук. В дирижировании применяются разные типы движений рук: симметричные и совершенно раздельные, когда обе руки, подчиняясь одной цели, одновременно выполняют различные творческие задачи. Вопрос о том, какой тип движения использовать в каждом отдельном случае, разрешается в зависимости от характера музыки, динамики, фактуры. Темпа. Кроме того, выбор движений, их сочетание и комбинации подсказывается дирижеру его собственным ощущением удобства, свободы, непринужденности.

Несмотря на то, что и правая и левая рука могут выполнять любую, задачу, практика дирижирования определяет требовании, предъявляемые к каждой руке.

Правая рука, являющаяся как бы руководящим началом, предназначается прежде всего для тактирования, т.е. показа метрических допей, темпа, динамики, показа вступлений, снятий.

Левая рука подает вступление партиям, выражает многообразие динамических оттенков исполнения. Кроме того, главным образом при помощи левой руки производятся членение музыкального изложения, показ фразировки, цезуры и др.

Сказанное не означает. Что подобные задачи не могут выполняться правой рукой, а иногда и обеими. Речь идет о том, насколько велико разнообразие применяемых дирижером движений. Движение одной руки, дублируемое другой, приводит к бедности жеста. Это не значит, что нельзя совсем применять симметричных движений — во многих случаях они неизбежны, например, при мощном, торжественном звучании всех голосов.

Основное различие функций левой и правой рук заключается в том, что тактирование является обязательным для правой руки, остальные же функции могут поручаться и правой и левой. В связи с этим можно отметить ограниченность в выборе движений правой руки. Все её движения — будь-то движения, отражающие динамику, характер звучания или показ различных вступлений — все они даются правой рукой по рисунку метрической схемы.

Левая рука пользуется большей свободой — её движения не ограничены строго определенным направлением. Благодаря этому левая рука имеет возможность брать на себя более широкие задачи: установление целой динамической линии, широкого дыхания, фразы и т.п. «Правая рука — от разума, левая — от сердца» — Ш. Мюнш.

Свободная координация движений рук, их полная независимость друг от друга является той формой, в которой воплощается умение легко, без липшего напряжения и усилия владеть своим аппаратом.

На первоначальном этапе достижения свободы в координации движений, в независимости рук является освоение метрических схем. С этой целью предлагается метод изучения схем отдельно каждой рукой. Предлагается также метод освоения схем вначале только одной правой рукой. Что касается левой руки, то вводить её в работу рекомендуют не сразу и очень постепенно. В тех несложных произведениях, которые используют в начальной стадии освоения схем, левой руке следует поручать самые простые, но обязательно самостоятельные задачи. Это может быть показ ритмического рисунка хоровых партий при гармоническом изложении, динамическое развитие фразы.

Стремление к независимости движений рук должно быть направлено не к внешнему разнообразию движений, а к большего количества выразительных средств. Поэтому учащемуся следует постоянно искать новые формы движений, их сочетаний, вырабатывая в себе творческое отношение к этой стороне дирижирования.

Работа над независимостью рук включает упражнения:

  • вертикальные движения левой рукой (вверх и вниз) при тактирующей правой;
  • горизонтальные движения левой рукой (от себя и к себе) при тактирующей правой;
  • круговые движения левой рукой при тактирующей правой;
  • показ левой рукой вступлений и снятий при тактирующей правой;
  • показ левой рукой ритмического рисунка хоровых партий (гармонический склад) при тактирующей правой;
  • показ левой рукой длительных сгescendo и diminuendo при тактирующей правой;
  • тактирование в разных метрах: левая рука — в одном, правая — в другом.

Работа над пластикой, певучестью рук тесно связана с воспитанием чувства ритмической пульсации, которое является необходимым условием исполнения музыки. При дирижировании внимание должно быть сосредоточено не столько на фиксации начала каждой доли, сколько на показе ритмического содержания долей. Особенно это важно при исполнении музыки кантиленного характера, поскольку монотонность чередования жестко фиксированных долей разрушает естественность певучести мелодической линии. Это, конечно, не означает, что в такой музыке имеет значение точность и яркость показа начала каждой доли. Показ начала доли непременно должен стать началом процесса интонирования внутри доли. Для того чтобы каждый звук муз.фразы стал живым, выразительным, а не «кирпичиком», необходимо, чтобы его длительность была выполнена неформально, нестатично. Нужно ощущать различие между долей, представленной, к примеру, одной четвертной длительностью и долей, состоящей из четырех шестнадцатых. Важно уяснить, что ритмическая пульсация является не внешним, а только внутренним свойством муз.языка. Овладение чувством ритмической пульсации обеспечивает точность выполнения всех технических элементов. Это способствует ясному ощущению и показу точного момента начала звучания, допеванию каждой длительности и служит скреплению основой при соединении длительностей в единую линию мелодического развития.

Вырабатыванию навыков звуковедения могут способствовать упражнения:

  • начальные упражнения (одна рука отстукивает на плоскости счетные доли, другая — внутридолевую пульсацию дуолями, триолями, квартолями);
  • тактирование звуков, равных счетной доле;
  • тактирование долей, заполненных двумя восьмыми;
  • тактирование долей, заполненных триолями;
  • тактирование долей, заполненных шестнадцатыми;
  • дирижирование ритмических этюдов.