Певческая дикция и артикуляции (характеристика)

Пение — уникальный вид искусства, в котором музыка и слово связаны. Дикционная четкость — столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Как известно, три основные отдела голосового аппарата составляют: гортань» дыхательный и артикуляционный аппараты (органы).

Артикуляционный аппарат — часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов направлена на создание звуков речи — артикуляции. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, зубами, губами и нежней челюстью, глотка, гортань. Артикуляционный аппарат обеспечивает особенность и выразительность речевого и музыкального произношения (дикцию, орфоэпию, штрихи, цензуры). Гласные звуки порождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Согласные звуки образуются в ротовой полости. Органы ротовой полости создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками.

Речь и пение разнятся по механизму работы гортани и всего артикуляционного аппарата:

  • Основное отличие — это положение гортани в речи и пении. Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохраняется узким (сужение). Гортань в пении сохраняет свое постоянное положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады. В пении все звуки должны быть равновокальны, т.е. сохранять единый тембр, вибрато, а значит и певческие форманты — высокую и низкую *.
  • В пении артикуляционный аппарат работает в условиях изменившейся длины надставной трубки и более широко открытого рта
  • Певческие гласные отличаются от речевых тем, что они более округлы, и, как правило, имеют смешанный характер: поется не чистая а, а с примесью о или ё и т.д.
  • В пении губы могут принимать характерное для разных гласных положение, но лишь в начальный момент, — затем они переходят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пение на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами чуть вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.
  • При пении меняется уклад языка. Есть педагоги, которые придерживаются классического уклада языка в пении — ложечкой, горб или подъем не признается ими. Но в результате исследований было замечено, что это положение применимо для сопрано и теноров, у более низких голосов чаще встречается положение языка в виде горба.
  • Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с речью положение.
  • В пении в отличие от речи глотка расширяется.
  • Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Однако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных особенностей строения и от условий импеданса. Сопрано, пользующиеся малым импедансом, могут широко открывать рот. Голося, требующие большего импеданса (басы, баритоны), могут незначительно открывать рот.

Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции ( от лат. произношение) — произношение гласных и согласных — и орфоэпии — соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Различают три вида произношения: бытовое, художественное и певческое. И хотя певческое произношение ближе к сценической речи, однако, между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется быстрыми глиссандо, неустойчивостью отдельных звуков. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в разговорной речи, и подчинено требованиям музыки.

Специфика певческой дикции — в продолжительном выдерживании звука на гласных, в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному. Дикция — это комплекс навыков, состоящий из собственно дикции -ясного и чёткого (согласно орфоэпии) произношения гласных и согласных, сохранения в пении правильного ударения в словах, соблюдения правил и законов логики речи. Существуют две стороны работы над литературным текстом: техническая и смысловая, но это разделение имеет чисто условный характер.

Характер певческой дикции зависит также от особенностей музыки, содержания произведения, его образности. Например, в торжественных гимнах, драматических произведениях слова произносятся «крупно»; в спокойных, распевных — мягко; в маршевых -твёрдо, скацдированно; в быстрых темпах — быстро, легко, активно, при минимальном движении артикулярциоиного аппарата. На качество дикции влияют также сила звука и тесситура. Наилучшие условия хорошей дикции — умеренная сила звучания голоса в средней части диапазона.

Наиболее эффективными для развития дикции являются:

  • Вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных;
  • Аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.