Особенности профессии дирижера, ее полифункциональность

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом». Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа. Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность. Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.