О певческом дыхании н атаке звука

Одним из важных условий воспитания у уча­щихся певческого дыхания является правильная естественная певческая установка: прямое без напряжения положение корпуса и голо­вы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободно опущенные (при положении стоя) или свободно ле­жащие на коленях (при положении сидя) руки. Голову нужно держать прямо, без напряжений шейных мышц; не следует опускать или запрокиды­вать ее назад. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости. Руководитель хора или учитель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися правил певческой уста­новки.

Естественное формирование гласных поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Краси­вый, полетный звук, связанный со свободным, рав­номерным дыханием, — результат естественной ко­ординации систем, участвующих в голосообразо-вании.

Воспитание певческого дыхания требует выра­ботки навыков бесшумного, глубокого, одновремен­ного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос или через рот и нос одновременно. Типичным недостат­ком у необучавшихся пению школьников является поверхностное, неглубокое дыхание, с преиму­щественным участием ключичной части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч учащимися. Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают учителю такие сравнения: «вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистого цветка». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима короткая задержка дыхания, а затем очень экономный, постепенный выдох.

Важнейшим условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, то есть не следует допускать резких и больших движений грудной клетки при вдохе и выдохе. Расширяться при вдохе должны нижние ребра (поясок становится теснее).

Спокойное, естественное дыхание при пении создает условия для «опертого» звука («опертый» звук — следствие акустического сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении). Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Иными словами, «опора звука» — умение петь на экономном расходовании дыхания при достаточно активном смыкании голосовых связок.

Следует обратить внимание на необходимость овладения учащимися средних классов навыками цепного дыхания, при котором отдельные участники хора аккуратно возобновляют дыхание поочередно в разных местах. (Хорошим упражнением является пение гаммы на цепном дыхании.)

Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука — начальный момент его возникновения. В практике употребляются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.

При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

При мягкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, обусловливая его спокойное и плавное начало. В придыхательной атаке связки включаются в работу постепенно, их окончательная установка как бы запаздывает и происходит уже после нача­ла выдоха.

«Практика показала, что при зажатом голосе на определенное время рекомендуется придыхатель­ная атака, при вялом голосовом аппарате пользу может принести твердая атака. Наиболее употре­бительной является мягкая атака» .

В детском хоровом пении применяется и мягкая и твердая атака. Основу певческого звучания со­ставляет мягкая атака звука. Однако, учитывая то обстоятельство, что при работе с детьми встречает­ся инертность голосового аппарата, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом нужна общая активизация учащихся, мо­билизация их внимания. Разумеется, звонкое, ак­тивное пение не должно переходить в форсирован­ное звучание. Чрезвычайно важно соблюдать чув­ство меры, иметь чуткий слуховой контроль со сто­роны педагога и воспитание самоконтроля у уча­щихся