О дикции в пении

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой глас­ной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударе­ние в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение ос­новного, ударного слова, несущего логическое уда­рение, помогающее понять мысль, смысл фразы).

Вокальная дикция требует повышенной актив­ности артикуляционного аппарата. Вялость арти­куляции обычно является одной из основных при­чин плохой дикции в пении — гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устой­чивости, звук приобретает однообразный, невыра­зительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только пе­редней части артикуляционного аппарата, а также и глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого нёба и корня языка). Однако эта активность не должна приводить к перенапря­жению, форсированию работы глотки, ибо это при­ведет к искажению гласных, к чрезмерному их «за­темнению».

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимоотноше­ние с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха в щель между языком и нёбом, языком и зубами и т. д. Согласные, кото­рые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном   отношении («б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие боль­шое количество таких согласных, являются в пении наиболее удобными.

Важное значение в работе над дикцией и зву­чанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и со­гласных, ибо согласный звук придает большую яс­ность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных «у», «о» с согласными, произносящимися с участием заднего отдела арти­куляционного аппарата (например, слоги «ку», «гу»), дает наибольший эффект в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект до­стигается применением гласных «и», «е» с соглас­ным, произносимым с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, . слоги «ди», «ле». «зи»). Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные слоги, а так­же гласные и согласные для вокальных упражне­ний в хоре.