Направления развития слухового внимания

И. Мусин в книге «О воспитании дирижера» утверждает, что для дирижера, помимо развитого слуха, также важно слу­хо­вое внимание. Практика показывает, что порой лица с аб­со­лютным слухом не в состоянии заметить элементарной ошиб­ки в исполнении. Для этого у них просто не хватает вни­мания. Внимание, означающее способность человека со­сре­доточи­ваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, яв­ляется одним из важнейших условий осуществления любого вида дея­тельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы, но недостатки внимания могут быть преодолены в процессе спе­ци­ального тренинга. Внимание очень тесно связано с кон­тро­лем действий, который становится собственно вни­манием тог­да, когда достигает уровня автоматизированности дей­ствия. Главным моментом здесь оказывается постановка кон­крет­ной задачи на основе формулы, предложенной К. С. Ста­ни­славским: «Я добиваюсь того-то и того-то».

Внимание музыканта может быть разным: широким и уз­ким, опаздывающим или опережающим. Ав­томатизация дви­же­ния в значительной мере облегчает вы­полнение действий, связанных с вниманием.

В деятельности дирижера можно выделить три вида на­пра­в­ле­н­ия развития слухового внимания. Условно их можно наз­вать «коррек­торским», «исполнительским» и «педагоги­ческим».

«Корректорское» слуховое внимание направлено, главным об­разом, на восприятие точности воспроизведения нотного текста: звуковысотность, интонацию, ритм, ровность дви­же­ния звуков в каждой из долей такта, артикуляцию, точность выполнения штрихов у струнных инструментов. «Коррек­тор­ское» слуховое внимание, как правило, обращено на фор­маль­ное соот­ветствие звучания нотному тексту. Подобный вид внимания осо­бенно важен во время корректурных ре­пе­ти­ций, когда дирижер проверяет точность воспроизведения нотного текста по формаль­ным его признакам или сверяет точ­ность рукописного текста при исполнении нового произ­ведения.

«Исполнительское» слуховое внимание дирижера направ­ле­но не столько на формальную сторону воспроизведения под­линного текста, сколько на создание художественного об­ра­за, воплощение музыкального содержания. Дирижер вслу­шивается в исполнение, следит за логичностью развития ма­те­­риала, выразительностью и активностью передачи дина­ми­ки раз­вертывания музыкальной ткани. Теперь уже ровность движения звуков внутри доли, артикуляция, динамика и аго­ги­ка, фрази­ровка интересуют дирижера в плане выра­зи­тель­но­сти исполне­ния, воплощения музыкального смысла, со­держа­ния произведения.

Во многих чертах исполнительское внимание дирижера ана­логично вниманию инструменталиста (в частности, пиа­нис­та). Однако дирижер в то же время в большей степени, чем какой-либо музыкант, критически оценивает исполнение с точки зрения его соответствия художественным замыслам ав­тора и своим музыкальным представлениям. В этом смысле слу­ховое внимание дирижера приближается к вниманию «педаго­гическому». Но в наиболее полном своем виде педа­го­гическая направленность внимания ди­рижера проявляется во время его репетиционной работы с му­зыкальным кол­лек­ти­вом. Дирижер анализирует процесс исполнения точно так же, как это делает педагог-инструменталист, слушая игру своего ученика.

Разумеется, три основных вида слухового внимания дири­жера существуют не изолированно друг от друга, но в тес­ном взаимодействии. Их нельзя разграничить.

В деятельности дирижера слуховое внимание имеет чре­звы­­чайно важное значение, а потому и требует особого отно­ше­ния. К сожалению, развитие и тренировка слуха (слухо­во­го внимания) обычно считается элементарным процессом, и потому включать его в учебник по дирижированию полагают излишним. Это заблуждение; даже состоявшийся музыкант должен постоянно тренировать слух, а для дирижера высо­ко­развитый внутренний слух является важнейшим рабочим ин­стру­ментом. Хороший дирижер должен уметь читать парти­ту­ру, как книгу: чем более развит его слух, тем полнее его владение хором.

Итак, мы видим, что в каком бы направлении ни велась ра­бо­та дирижера, успешность ее зависит от наличия всесто­рон­не развитого слухового внимания и вокально-хорового слуха.

Приведем некоторые приемы развития слуха:

–использование камертона;

–игра партитуры с пропусками голосов;

–игра партитуры с пропуском голоса, который пропевается;

–пропевание партий с ритмической пульсацией;

–пение партий с акцентировкой;

–искусственная остановка в ходе исполнения произве­де­ния, громкое просчитывание двух-трех пустых тактов, а за­тем продолжение исполнения;

–во время дирижирования пропевание то одного голоса пар­ти­туры, то другого и также чередование «реального» пе­ния с пением про себя;

–прохлопывание метроритмических структур с одновре­мен­ным пропеванием мелодии;

–чередование фраз, исполняемых на инструменте, с фраза­ми, пропеваемыми голосом.

–чередование пропеваний партии вслух и про себя;

–гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;

–последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении.