Музыкальная культура Италии

< Культура Возрождения возникла и сформировалась раньше других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV веке и быстрое постепенное развитие в XV веке были обусловлены историческими особенностями страны. XVI век является порой Высокого Ренессанса, необычайным подъёмом всей духовной культуры, эпохой художественного расцвета Италии. Вокальная полифоническая музыка достигает в это время вершины своего развития, интенсивно развивается светская музыка в жанрах мадригала и фроттолы. Светские вокальные жанры XVI века развиваются по двум главным направления: одно объединяет разновидности жанра близкие к песне (лауды, фроттолы, виланеллы, карнавальные песни), другое связано с полифонической традицией (мадригал). Лауда (в переводе с итальянского «хвалить») представляет собой жанр народно-бытовой музыки издавна был распространён во Флоренции. Несмотря на духовный по существу с повседневными реальными переживаниями и интересами простых людей того времени. Особенно следует отметить сатирический характер текста лауд, обличающего пороки церковников – кардиналов, охваченных жаждой обогащения. Фроттола (frotta в переводе с итальянского – толпа) была популярна во второй трети XVI века и представляла собой определённый этап на пути бытовой многоголосной песни. В самом слове фроттола подчёркнуто бытовое народное, даже уличное название песни. Фроттолу нельзя назвать конкретно народной итальянской песней даже несмотря на её мелодическую и образно-поэтическую близость к народому искусству. Она остаётся продуктом композиторского творчества и нередко была создана на стихи итальянских (Петрарка, Бембо, Полициано) и даже античных (Гораций, Овидий) поэтов. Назначение фрготтолы очень широкое: она могла исполняться в домашнем быту и в городской среде: на городских празднествах, во время карнавалов, в театральных спектаклях. По содержанию фроттолы достаточно разнообразны: как правило преобладает любовная лирика, но немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов. За немногим исключением все фроттолы четырёхголосны, и хотя на практике они могли исполняться с сопровождением, а порой и на одних инструментах, характер их изложения по прежнему оставался вокальным, а голосоведение плавным. Авторами фроттол были многие известные композиторы – Жоскен Депре, Марко Кара, Бартоломео Тромбочин и другие. На смену фроттоле в третей четверти XVI века пришла виланелла (в переводе с итальянского «крестьянская песня»). В отличие от фроттолы, которая начала своё распространение с севера Италии, виланелла двигалась с юга и была связана с неаполитанской песенностью, она была очень динамична, отличалась острыми ритмами. Виланелла произошла из крестьянских песен, даже в творчестве итальянских композиторов она сохранила дух демократизма, непринуждённость изложения, позволяющую ей обходить правила голосоведения и следовать народным традициям. В отличие от фроттолы виланелла более гомофонна, в ней больше моторных, танцевальных ритмов, больше динамики, она допускает движение параллельными квинтами на народный лад. В вилланелле преобладают трёхголосные, но не мало встречается и четырёхголосных произведений. Вилланеллы писали Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола, Теодоро Риччо, Адриан Вилларт, Луки Маренцио и другие. Мадригал в качестве музыкально – поэтической формы XVI века начал своё развитие заново. С музыкальной стороны мадригал совершенно не был связан с наследием XIV века. Мадригал на протяжении XVI века очень сильно эволюционировал, причём углубилось его лирическое содержание, проявлялась со временем внутренне-театральная природа, изменялся стиль полифонического письма. Сохранились устойчивые признаки жанра: чисто светский характер, свобода от многих норм и канонов строгого стиля. Практически все крупные мастера в Италии с интересом обращались к мадригалу, среди них: Андреа и Джованни Габриели, Орландо Лассо, Палестрина, Клаудио Монтеверди, Лука Маренцио, Клаудио Меруло, Карло Джезуальдо де Веноза. В профессиональной области в Италии сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская. Больших высот в области вокально-хоровой полифонии достигли композиторы Римской школы. Самым ярким её представителем является Джованни Палестрина. Именно его творчеством завершилась большая эпоха развития ренессансной полифонии. В теории музыки она называется «строгим стилем» или «строгим письмом». Деятельность композитора была неразрывно связана с церковной, а именно католической музыкой, определившей во многом его творчество, основу которого составляет хоровая музыка a capрella. Палестрина нашёл путь к обновлению полифонического искусства изнутри и подвёл его к новому историческому рубежу всего музыкального развития на исходе XVI века. Огромное значение при этом имела итальянская природа вокального мелодизма Палестрины: она смягчила характер многоголосного звучания, внесла кантиленность в голосоведение, способствовала удивительной пластичности и ровности полифонического развёртывания. Творческое наследие Палестрины не может не поражать своими масштабами оно включает более 100 месс, более 300 мотетов, более 100 мадригалов. Творческое дарование композитора было феноминальным, в нем нераздельно сочетались острота интеллекта, совершенство художественного расчёта, поэтическая сила и прирождённая пластичность. Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт. Венецианская творческая школа сложилась как влиятельное художественное направление во второй половине XVI века и достигла расцвета к концу столетия. В творчестве композиторов венецианской школы возрастает роль светского начала даже в жанрах церковной музыки. Одной из самых существенных особенностей музыки венецианских мастеров было новое чувство звукового масштаба, яркой красочности созвучий, сменяющихся, эффектных и сильно воздействующих. Музыканты были великими колористами в использовании многохорных возможностей, ярких инструментально хоровых контрастов, регистрационных противопоставлений. Далеко отходя от аскетизма церковной музыки строгого стиля, они придавали своим произведениям для церкви звуковую красочность, монументальность, создавали произведения широких масштабов. Крупнейшими представителями венецианской школы стали Андреа Габриели и его племянник Джованни Габриели – оба уроженца Венеции. Венецианская школа к концу XVI века занимала особое место и противостояла по характеру образности и стилю письма классической римской школе. В отличие от строгого, чисто вокального, диатонического стиля Палестрины венецианцы не только соединяют различные хоровые и инструментальные звучности, но и вносят много нового в свой тематизм, не избегают интонационной резкости, частых контрастов, повышенной экспрессивности, даже своего рода театральности эффектов. Инструментальный ансамбль у них то удваивает хоровые голоса, то выступает самостоятельно: это сильный, резкий по тембру, громкозвучный ансамбль, привычный на венецианских открытых празднества. Инструментальные вступления к духовным хорам Джованни Габриэли нередко носят именно театральный характер. В выборе выразительных средств венецианская школа далека от сдержанности и умеренности, она, скорее, театрально преувеличивает чувства, создавая крайне напряжённые образы.Творческое воздействие венецианской школы, прежде всего в области крупных вокально - инструментальных форм испытали на себе итальянские музыканты XVII века, в частности создатели оперы.