Музыкальная культура Франции

Формирование французской культуры Возрождения было связано с развитием во Франции буржуазных порядков, с ростом буржуазии, что привело в конце XV века к политическому объединению всей страны и созданию централизованного государства. Одним из проявлений культуры Возрождения явился гуманизм. Развитие ренессансных тенденций и формирование французской национальной культуры явственно наметились уже в XIV столетии.

Выдающимися представителями искусства раннего Возрождения во Французской музыке были Филипп де Витри и Гильом де Машо.Большую известность завоевал Филипп де Витри своим трактатом «Ars nova», который дал название всему передовому направлению музыкального искусства этого периода.

Основные особенности Ars nova — это использование народно-песенных, танцевальных, инструментальных мелодий, которые явились обобщением наиболее распространённых демократических интонаций, тенденция к согласованию различных мелодий мотета, созданию «надлежащей звуковой перспективы», к использованию звукокрасочных возможностей многоголосного целого.

Для творчества Филлипа де Витри свойственно воплощение жизненных реалистичных сцен. Чтобы убедительно раскрыть содержание таких образов, композитор смело использует народные песни и народные танцы. Более того, он видоизменяет общую структуру мотета, обрамляя его рефренами, основанными на какой – нибудь народной песне.

Другим крупнейшим представителем французского раннего Возрождения в музыке был Гильом де Машо. Ведущим жанром Ars nova явился впервые разработанный Машо жанр светской многоголосной вокально-инструментальной музыки аристократических кругов Франции XIV века – баллада. Баллады Машо представляли обычно двух – или трёхголосные произведения с одной или двумя инструментальными партиями, за двукратным повторением основной строфы напева следует заключительный раздел на новый текст и завершающая строфа в виде припева, которая поётся на основной напев. Смелые для того времени задержания, диссонирующие синкопы, свободное, гибкое развёртывание мелодии и элементы имитации придают балладам особую выразительность.

Расцвет Возрождения во Франции, связан с постепенным формированием французской национальной культуры, который наступает к середине XVI века. Основные причины развития французского Возрождения было связано с проникновением во французское общество элементов итальянской ренессансной культуры. Однако основной движущей силой, обеспечивающей цветущее развитие музыкальной культуры Франции эпохи Возрождения явилась народная музыка.

Французская многоголосная песня XV – XVI веков — это своего рода «музыкальная энциклопедия» французского быта того времени. Французские песни были очень разнообразны как по содержанию, так и по стилю они повествовательны, лиричны, интимны, шуточны, галантны. Характерно и многообразие их масштабов – от нескольких тактов до 42 страниц.

Глубоко жизненным, реалистичным, был наиболее характерный для французского музыкального гуманизма жанр шансон. Шансон (в переводе с французского «песня») этот жанр представлял собой многоголосную песенную форму о светским текстом и обычно народно – бытовой мелодикой. Именно в этом жанре проявляются новые ренессансные черты в идейном содержании, сюжетике, особенностях выразительных средств тесно связанных с повседневным демократическим бытом.

Реалистичность этой французской многоголосной песни в том, что в её образах жизненно-правдиво запечатлены важные исторические события, нарисован широкий круг бытовых картин, создано немало музыкальных пейзажей родной страны, отмеченных яркостью местного колорита. Музыкальные образы «шансон» созданы главным образом средствами мелодии, пластичной, выразительной, обобщившей бытующие интонации своей эпохи. Мастера этой лирико-бытовой песни тонко используют средства как полифонии, так и аккордового склад в целях создания музыкального образа многогранного, сложного, подвижного – зачастую уличной толпы, войска на поле брани, группы оживлённых собеседников, дружеской пирушки, народного празднества. Для «шансон» того времени характерны простота и непосредственность выразительных средств, типичность основных интонационных оборотов, периодическое строение     с определёнными концовками на доминанте и тонике, показательный для народного творчества приём запева, который затем подхватывается всем ансамблем. Часто музыка «шансон» идёт в характере народного танца, иногда это напев лирико — эпического склада, подчас задорная городская уличная песенка, прообраз будущего «водевиля». Для музыки «шансон» также характерна подчёркнутость ритмической основы, иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразноть.

Наиболее выдающимся композитором французского Возрождения был Клеман Жанекен. Музыка Жанекена отличается реалистичностью, духом оптимизма и жизнерадостности. Жанекену доступны и тонкая любовная лирика, и выражение настроений грусти и скорби, и полные жизни и движения сцены народного веселья. Наиболее известны «Битва», «Охота», «Пение птиц», «Уличные выкрики Парижа» и другие.

Значительное место в музыкальной культуре Франции XVI века занимает музыка гугенотов – французских представителей реформации. Основной вид музыки гугенотов – одноголосное вокальное исполнение псалмов, доступно изложенных в стихотворном переводе на французский язык. В качестве напевов использовались популярные, широко распространённые мелодии. Каждый пел текст псалмов на тот напев который ему нравился – обычно на напев, распространённый в быту. Крупнейшими композиторами – гугенотами во Франции были Гудимель и Клод Лежен.

В период религиозных войн во Франции окрепла национальная патриотическая французская песня. Её цель – защита не отдельного религиозного направления, а интересов Франции в целом. Эта тенденция созревала на основе постепенного формирования общности психологического склада французского народа, её истоки очень многообразны. Здесь и жгучая ненависть к иноземным наёмным войскам, опустошившим родные нивы и поля, города и сёла; здесь и скорбь по родине переживающей ужасное время.

В целом, несмотря на то, что движение Возрождения во Франции развернулось позже, чем в Италии, всё же можно говорить о многочисленных проявлениях музыкальной культуры эпохи Возрождения. Это и широкое развитие народно-бытовых жанров, и творчество выдающихся композиторов-гуманистов, и музыка, связанная с протестантизмом, и, наконец, большое развитие полемических музыкально-поэтических жанров, где ясно проступают черты национальной музыкальной культуры Франции и проявляется характерное для этого процесса национальное самосознание