Методы развития вокально-хорового слуха

Работа по развитию слуха в классах дирижирования долж­на прежде всего идти по линии развития вокально-хорового и внутреннего слуха.

Ведущим принципом работы по развитию слуха в классах хорового дирижирования (специальном и хоровом) является принцип «от внутреннего к внешнему». Поется, играется и дирижируется лишь то, что предварительно услышано. На­вык предcлышания естественно основан на музыкально-слу­хо­вом опыте. Здесь мы подходим к одной из центральных про­блем обучения и самовоспитания дирижера. Выше гово­ри­лось о разных видах музыкально-исполнитель­ско­го слыша­ния: ретроспективном и перспективном. Сравни­тель­но легко научить и научиться ретроспективному анали­ти­ческому слы­ша­нию (этим, как правило, и зани­маются в клас­сах сольфе­джио). Сложнее овладеть искусством слыша­ния в перспек­ти­ве, когда сознанию дири­жера рельефно пред­ста­ют два музы­каль­ных потока: внутренне слышимый и ре­аль­но звучащий (в хоре, ор­кестре, голосе или на инструмен­те).

Человек, обладающий внутренним слухом, удерживает в памяти ранее слышанную или прочитанную по нотам му­зы­ку. Он мысленно представляет мелодию, гармонию, фактуру произ­ведения, тембры отдельных инструментов. На основе всего этого у него возникает определенный звуковой образ, который потом и реализуется при исполнении. Одной из важнейших целей учебного процесса является постепенная выработка внутрен­него звукового образа, или, вернее, звуко­во­го идеала, настолько четкого, чтобы он мог, укрепившись в сознании интерпретатора, определять характер исполнения. Внутренний слух имеет огромное значение в процессе фор­мирования музыканта, и над его развитием педагог должен работать все время.

Примерная последовательность работы по развитию внутреннего слуха мо­жет быть следующей. Сна­ча­ла воспроизводится по памяти ка­кой-либо один звук (ля или до). С самого первого года обучения педагог должен пред­ложить учащемуся приобрести камер­тон и научить его пользоваться им. Камертон ля или до должен быть всегда при учащемся, и, пользуясь им, он постепенно овладевает навы­ком пения тона ля или до без предварительного воспро­из­ве­дения этих звуков камертоном. Таким образом приобретается навык внутреннего пред­ставления, слышания абсолютной вы­соты хотя бы одного звука. Слыша абсолютную высоту какого-либо звука, учащийся легко может найти и другой, нужный ему, может построить тониче­ское трезвучие тональ­но­сти исполняемого произведения. Затем надо научиться слы­шать внутренним слухом мелодию одного голоса. Уча­щий­ся должен дирижировать одноголосным произведением без сопровождения и при этом чередовать пение мелодии вслух с пением мысленно (про себя). Вступления про­изво­дят­ся в разных, удобных по смыслу местах произведения. Пра­виль­ность интонирования проверяется на фортепиано (на пер­вом курсе) и только с помощью камертона – на после­дую­щих курсах.

Следующий этап – умение слышать сразу несколько го­ло­сов. Предыдущее задание усложняется, но принцип остается тот же: учащийся исполняет двухголосное произведение без сопровож­дения. Во время дирижирования поется то один го­лос парти­туры, то другой и также чередуется «реальное» пе­ние с пением «про себя». Такова же методика изучения трех- или четырех­голосного произведения a cappella на старших курсах.

Самым сложным заданием является внутреннее слышание гармонической структуры исполняемого произведения. Уча­щий­ся при этом дирижирует произведением молча. Опираясь на внутренний слух, пропевает вслух аккорды в начале и кон­це фраз, предложений, периодов (в начальной стадии работы) и аккорды в любом месте партитуры, например, в местах появ­ления новых тональностей (на более поздней стадии). Особенно полезно для развития внутреннего слуха слушание хора с пар­титурой в руках.

При изучении тембро-образного слуха просматривается наи­большая зависимость между тембровым, вокальным гар­мо­ническим и внутренним слышанием. Тембр зависит от раз­лич­ных сочетаний обертонов, выделения одних и маски­ро­ва­ния других. Тембр в то же время понятие многоплановое. Это и тембр голоса и инструментальный тембр, совокупность му­зыкально выразительных средств, лад, ритмика, гармония, интервалика, фактура, тесситура, динамика – так называемый тембро-образный комплекс. Тембр – это логика музыкальной речи, определенная мелодическая интонация, психо­логи­че­ская окраска. В понимании тембра певческого голоса необ­хо­ди­мо различать два момента: врожденные качества голоса и способность певца при помощи резонаторов, вибрации и дыхания изменять глубину, прочность, звуковые краски го­ло­са, т.е. под влиянием певческой практики обучения, тембр голоса может измениться. На качество тембра влияет также и певческая атака звука – твердая, мягкая, придыхательная; ре­зонаторы; положение гортани; дыхание.

Для развития тембрового слуха чаще всего вызывают в вооб­ражении звучание различных партий хора и прибегают к их ими­тации. Хотя такая имитация может быть сделана лишь на осно­ве приобретенного слухового опыта и богатого вооб­ра­жения, тем не менее подобные приемы очень эффективны для развития тембрового слуха.

В развитии тембрового слуха большое значение приоб­ре­та­ют закономерности синестезии. К синестезии относят такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раз­дра­жения одного анализатора возникают ощущения, харак­тер­ные для другого анализатора. Это тот случай, когда опи­са­ние слуховых ощущений проявляется в терминах и понятиях других видов ощущений (говорить о звуке, как о фрукте – соч­ный, густой, мягкий, нежный; как о предмете, имеющем объем, вес и дли­ну – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий. Звуку приписывают даже нравственные категории: благородный). Дирижер дол­жен знать, что тембр меняется от каждого изменения на­строе­ния характера образа, что оттенки голосовых характе­ристик бесконечны и прихотливы, как оттенки человеческих чувств.