Методы и принципы работы над ауфтактами

Наиболее сложным технически и наиболее ответственным моментом исполнения является его начало. Поэтому начальный ауфтакт имеет особое значение. В его функции входит:

  • определение начального темпа;
  •  динамики;
  •  характера звука;
  •  образности музыки.

Важное значение имеет подготовленность дирижера к началу исполнения. Перед выходом на эстраду дирижер должен мысленно войти в сферу чувств и образов произведения и отчетливо представить себе его начало, в особенности темп. Прежде, чем показать вступление, дирижер должен убедиться в готовности коллектива, взглядом установить с ним контакт и лишь после этого поднять руки в положение «внимание».

Начальный ауфтакт по существу создает лишь предварительное представление о темпе. Далее то, что было выражено начальным ауфтактом, закрепляется междольным ауфтактом .

Важнейшее отличие междольного ауфтакта от начального в том, что он, определяя каждую последующую долю, оказывает вместе в тем влияние и на ту, во время которой он выполняется. Посредством междольного ауфтакта дирижер руководит тем, и то уже звучит и что должно прозвучать. Обе функции междольного ауфтакта взаимосвязаны и объединены в одном движении. Так образуется непрерывная ауфтактовая цель.

Как известно, единичный дирижерский жест состоит из двух фаз (по К. Ольхову). В зависимости от того, адресован ли ауфтакт к звучанию, возникающему на начало счетной доли или на часть её, различают два вида ауфтактов.

Полный (двухфазный) ауфтакт, который выполняет функцию предвосхищения полной доли, на начало счетной доли. Этот ауфтакт занимает время предыдущей счетной доли.

Неполный (однофазный) ауфтакт готовит вступление к неполной доле, после начала счетной доли, которая начинается с паузы или не содержит полной длительности. Ауфтакт в этом случае занимает время первой фазы данной счетной доли.

Распространенным приемом дирижерской техники является задержанный ауфтакт, который применяется в тех случаях, когда необходимо добиться особо острого вступления, акцента, показа коротких «прилегающих» к новой доле звуков (форшлагов, шестнадцатых н др.) Суть задержанного ауфтакта состоит в том, что в конце первой фазы рука на мгновение задерживается в точке перелома жеста, откуда этот жест и получил название. Важно не передерживать его и не выйти из рамок счетной доли.

При резкой смене динамики, темпа применяется контрастный ауфтакт, где используется прием дробления доли, предшествующей наступлению нового темпа, динамики. В этом случае эта доля несет в себе как бы две функции: завершение предыдущего звучания (первая часть доли) и подготовку нового вторая часть доли).

Методы работы над ауфтактами включают:

  • определение функций ауфтакта;
  • освоение структуры ауфтакта;
  • отработку единичного дирижерского жеста;
  • освоение полного (двухфазного) ауфтакта;
  • приемы начальных вступлений на разные доли внутри такта:
  • освоение неполного (однофазного) ауфтакта;
  • приемы начальных неполных ауфтактов; Приемы снятий на начало счетной доли;
  • приемы снятий на окончание счетной доли;
  • освоение задержанного ауфтакта;
  • освоение контрастного ауфтакта.

Основными принципами в работе над ауфтактами являются:

  • свобода и естественность дирижерского аппарата;
  • точное внутреннее мышечно-слуховое представление данного движения;
  • последовательность изучения;
  • выполнение упражнений на музыкальном материале;
  • соблюдение графической ясности движений;
  • выполнение упражнений с ясной творческой целью.