Методика усвоения гласных в пении

Пение — уникальный вид искусства, в котором музыка и слово связаны. Дикционная четкость — столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции ( от лат. произношение) — произношение гласных и согласных — и орфоэпии — соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Специфика певческой дикции — в продолжительном выдерживании звука на гласных, в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному.

К.Станиславский сравнивал гласные звуки с водами реки, согласные — с берегами. Гласные в пении — звуки на которых раскрываются все певческие возможности голоса. В русском языке шесть гласных — а-о-у-э^и-ы и четыре йотированных — я-е-е-ю-и. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, после чего четко артикулируется основной гласный.

Роль гласных в пении и в речи неодинакова: в речи они участвуют в смысловом оформлении слова; в пении гласные, кроме этого, являются носителями вокального звука (тембра, силы, длительности звучания). Гласные в академической манере пения звучат более округло, обладая при этом необходимой звонкостью и распевностью. Гласные являются той формой, в которую окончательно выливается певческий звук. Они, если можно так выразиться, „выносят на своих плечах» голос певца.

Формы искажения вокальных гласных у певцов с плохо поставленными голосами очень разнообразны. Наиболее часто встречается соскальзывание одной гласной в другую; например, гласная а звучит почти как о или, наоборот, о — близко к а, у больше напоминает о или представляет собой смесь двух гласных, нечто среднее между о и а и т.д. Причиной такого рода искажения гласных является в одних случаях утрированное „затемнение» („сомбрирование») звука, а в других случаях, наоборот, чрезмерное его „обеление».

Нередко, однако, неправильное формирование или искажение гласных является следствием игнорирования значения хорошего качества гласных для полноценного звучания голоса. В этих случаях певцы искажают ту или другую гласную, на которой голос плохо звучит, или подменяют одну гласную другой, замаскировывая этим тот или иной дефект в звучании голоса на данной гласной.

Русские гласные, по классификации экспериментальной фонетики, являются менее напряженными по сравнению с французскими и итальянскими гласными. Это именно обстоятельство, очевидно, и создает у многих русских певцов предпосылки для недостаточно отчетливой, вялой дикции при пении. Говоря о необходимости для хорошей дикции в пении и хорошего звучания голоса активной работы артикуляционного аппарата, надо иметь в виду такую степень его активности, которая, с одной стороны, противопоставляется вялости, расслабленности, а с другой — исключает перенапряжение, ведущее к искажению гласных и отрицательно влияющее на весь процесс пения („напряженное пение»).

В зависимости от педагогических задач, в вокальных упражнениях могут быть использованы (при необходимости с добавлением согласных) закрытые, далекие гласные —у  и о или более близкие, высокие — и, е э. Дикционные упражнения обычно включают исполнение нескольких гласных на одном звуке. В певческой практике сложились две традиционные формы соединения гласных в упражнении: «и, е, а, о, у» и «а, е, и, о, у». Первая последовательность строится как постепенный переход от позиционно более высокого звука («и») к позиционно более низкому («у»); вторая — от наиболее открытого («а») к более прикрытому («у»).

Работа над вокальностью гласных должна включать в себя естественность и грамотность произнесения текста. В пении, где каждый гласный звук должен быть протянут и иметь кроме необходимой окраски гласного специфический тембр.

Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, относится и к пению.

Правило о безударных гласных в пении применяется по-иному. Редуцированные, неясно произносимые гласные (часы=чисы, плакать=плакъть) в вокале недопустимы. Редуцированное, приближенное к речевому произношению допускается на коротких длительностях в скорых темпах. Пример: М.И. Глинка «Попутная песня»:

В речи: «Дым столбом кипит, дымится пароход»

В пении: «(Д(ъ)м) столбом, кипит, дымщ(ъ)а, п(ъ)раход…»

Редукция гласных в пении имеет различные формы: безударные «а» и «э» — осл абляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные;

Безударное «о» произносятся как «а» (кроме слов иностранного происхождения);

Безударное «я» произносится как «яэ» (гряэда, памяэть), но в конце слова всегда должно звучать чисто;

Безударное «е» с примесью «и», принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень коротких длительностях;

Редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением этого звука.

Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно. Пример: С. Танеев «Вечер»:

Зари догорающей пламя рассыпало по небу \ искры.

Произношение гласного «и» после «ж, ш, ц» в пении как «ы» сохраняется.