Мелодический строй

Для правильного интонирования различных ступеней лада, альтера­цией, хроматизмов и энгармонизмом большое значение имеет представ­ление вводнотоновых связей, ощущение вводнотоновых образований.

Ощущение вводнотоновых взаимоотношений звуков способствует установлению строя в хроматических последовательностях, Так  хрома­тическая гамма в хоре обычно усваивается по принципу образования вводных тонов в диатонической гамме. Из вводно-тоновой природы хроматизмов вытекает правило, которым обычно пользуются все певцы: хроматические (одноименные) полутоны интонируются широко (фа.- фа диез), а диатонические (разноименные) — узко (до — до диез — шире, чем до-ре бемоль).

В восходящем движении хроматические полутоны должны интони­роваться с тенденцией к повышению, а диатонические — к понижению; в нисходящем движении- наоборот. В хоровой литературе встречается также хроматическая гамма, нейтральная в ладовом отношении, как скользящая (глиссандирующая) полутоновая последовательность, ино­гда используемая в целях звукоподражания (М. Коваль «Листья»); В этих случаях ориентиром для интонирования служат крайние тоны зву­коряда или его частей.

Все интервалы в хоровом произведении обычно воспринимаются и воспроизводятся с ощущением и осознанием ладового тяготения. В за­висимости от положения интервала в мелодии хоровой партии, от нали­чия в его составе или в окружении неустойчивой и устойчивой ступени, может измениться как характер разрешения интервала, так и способ ин­тонирования. Например, большая терция (до-ми», являясь тоникой в до мажоре, будет исполняться довольно устойчиво, а в фа мажоре она пред­ставляет доминантовую функцию, поэтому будет исполняться с одно­сторонним расширением (ми1″).

Экспериментально было доказано, что характерными чертами мелодических интервалов, является звуковысотная гибкость, звуковысотная растяжимость, вытекающие из принципа интонационной вариационности и ладовых взаимоотношений. Прямым следствием лада на интонирование является действие закона компенсации величины интервалов. Суть этого закона в наличии тесной взаимосвязи звуков, составляющих тот или иной интервал, с предыдущим и последующим звуками мелодии: если какой-нибудь интервал под воздействием определённого фактора расширится или сузится (по сравнению с некоей сред­ней нормой), то другой, соседний с ним, должен обязательно соответственно сузиться или расшириться. Действие этого закона можно наблю­дать почти на всех интервалах: в квинтовой рамке так влияют друг на друга терции, в октавной — кварта и квинты и т. д. Замечено, что в минорных произведениях драматического характера отмечается тенденция к сужению всех интервалов, в том числе большой терции и чистой квинты. В минорных же произведениях светлого характера этого не наблюдается. В мажорных сочинениях отмечается некоторое откло­нение от темперации в сторону расширения. Хормейстеры отмечают, что в мажоре малые секунды интонируются в среднем несколько уже, чем в миноре; большие же  секунды, наоборот, —  несколько шире.

Важным условием становления хорошего строя являет­ся воспитание у певцов ощущения интонационной памяти и интонационной перспективы. Если певцы ясно представ­ляют интонационные связи не только между соседними, но и более дальними звуками, расположенными на расстоя­нии, строй становится более осмысленным и стабильным. Стабильности строя помогает также чувство лада и ощуще­ние его опорных звуков.

Хормейстер должен знать, что на этапе разучивания все трудные мелодические ходы партитуры необходимо разъяснять, помогать их ладово и гармонически осмыслить певцам. Для этого иногда требуется исполнять на инструменте другие голоса или ключевые аккорды.