Истоки, развитие, направления хорового искусства

Хоровое искусство прошло огромнейший путь от первоначальных  календарно-обрядовых циклов (исторических и лирико-бытовых песен) до хоровых концертов (современной  музыки – хоровой концерт памяти Юрлова Г.В.Свиридова).

III направления: церковно-певческое, светское и народное хоровое исполнительство.

Культура Киевской Руси. (IX-X век образование) – наивысший расцвет 2 пол. XI века. Киев – город центр, пересечение торговых путей север – юг, восток – запад – философы, знатоки книжности, живописцы и зодчие.  Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. 988 год – принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности.

1.Литературный язык, письменность.

2.Архитектура – строились роскошные, монументальные храмы.

3.Музыка – исполнялась во время торжественных приемов и церемоний.

Церковно-певческое направление. Вырабатываются прочные профессиональные традиции, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов. В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным.         Знаменное пение – одноголосное. С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение».   Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков.

Светское музыцирование.  Многие князья окружали себя «умельцами» — певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.

В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый. Расслоение в среде скоморохов. 1.странствующие, часто гонимые и преследуемые. 2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю).

Великий Новгород

Сохранение и дальнейшее развитие тех высоких культурных традиций, основы которых были выработаны в Киевской Руси. Великий Новгород – 2-ой город после Киева. Храмы, церкви строились киевскими мастерами.

Высокий подъем:

1.Культура светского музыцирования.

2.Окончательно сформирован тип скоморошьего искусства:

а) кукольный театр;

б) игра на гуслях;

в) былина – эпос.

В Новгороде скоморохи пользовались сравнительно обеспеченным и легальным положение (в отличие от других городов). Образ поэтизируется  в Садко – профессиональный скоморох. Из Новгорода – скоморохи расходились по всех Руси.

В церковно-певческом искусстве – Новгород главное положение. Множество мастеров – исполнителей из школы «распевщиков» (распевщик — композитор) обогащают культуру знаменного пения. Братья Савва и Василий Роговы, Иван Шайдуров. Возникает новый художественный жанр «религиозного действа» из эпизодов «Священного писания». Более развитые элементы театрализованности содержит «пéщное действо».

В Новгороде получает развитие еще один вид древнерусского национального искусства – колокольный звон.

Москва

1380г. – Дмитрий Донской (Куликовская битва) – победа над татарскими ордами – подъем национального сознания. К XVI в. – формирование и широкое развитие жанра исторической песни.

Москва – центр литературы, науки и архитектуры (строительство Кремля, Успенский собор, Грановитая палата. Мастера из Пскова, Новгорода, Ростова, Суздалья и др. городов славившихся зодчеством. Собор Василия Блаженного (в честь покоренной Казани). Мастера из Италии – изящество и утонченность эпохи Возрождения.

Литература – появление на Руси первых печатных книг (высокохудожественное оформление).

Музыка. Весь круг песнопений православной церкви подвергается систематизации и пересмотру. В XV в. – «Обиход», т.е. собрание основных употребляемых песнопений. «Стоглавый собор» (100 глав) в 1551г. – программа о иконописном и церковно-певческом искусстве – единый образ в росписи монастырей и церквей (за основу иконопись Ан. Рублева), осуществлялся государственный и церковный контроль за церковной службой.

В 1479 г. при Иване III и его сыне Василии Ивановиче – учрежден специальный  придворный хор (30-35 чел.) – государевы певчие дьяки.

Особым видом праздничного пения было пение демественное (греч. сл. – (мастерское) – торжеств. случаи. Для записи – особая, отличная от знаменного разновидность знаков.

В XVI в. – ранние формы русского церковного многоголосия. Это пение называлось строчным (запись разными строками знамен, наиболее распространенным видом – трехстрочное – средний голос – cantus firmus – путевой или путь).

Партесное пение (partes — партия) – пение по партиям (дышкант, альт, тенор, бас). Пятилинейная нотация (опыт строчного III голосного пения способствовал быстрому освоению партесного).

1679 г. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого – основное руководство для русских композиторов многоголосной музыки.

Развитию и закреплению партесного пения на московской почве способствовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. Высшая форма партесного пения – духовные концерты. XVIII в. высокий подъем хорового дела.

В 1713 г. по личному распоряжению Петра I хор Государевых певчих дьяков переведен из Москвы в Петербург. Увеличен состав хора и он начал называться придворной капеллой.

Новый тип хорового духовного концерта. Яркие образцы – Максим Созонтович Березовский (1745-1777) – украинец, в детском возрасте был певчим в Придворной капелле. Для усовершенствования был направлен в Италию. Вернулся в Россию и работал в капелле сочин. дух-муз. композиции. Не достигнул положения – самоубийство. Концерт «Не отвержи мене во время старости» — мастерское произведение, поражает глубоким впечатлением, своей внутренней силой.

Вслед за Березовским жанр духовного концерта Д.С.Бортнянский. Его творчество стало нормой для всех последующих композиторов (зарождается спец. жанр хоровых обработок – народные песни концертного типа).

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) – талантливый композитор с Украины. Вся жизнь Бортнянского связана с Придворной певческой капеллой (название в 1796г.). Бортнянский – прекрасный голос, выдающиеся музыкальные данные. Учился композиции у Галуппи, уехал за ним в Италию (10 лет за границей) – приобрел широкую известность и признание своего таланта. В 1796 г. – Бортнянский руководитель капеллы до конца жизни (художественный рост коллектива, улучшил материальное положение певцов, отмена участия хора в оперных спектаклях). Высшей формой творчества Бортнянского – является концерт a cappella. До XVIII в. – хор состоял из мужских голосов, в нач. XIX в. – детские голоса, а женские были введены только в 1920.

С 1837г. – руководить капеллой стал М.И.Глинка (основатель русской вокальной школы) (3 года) – содействовал ее росту. Обучение мальчиков хоровому делу – концентрический метод распевания.

В 1883 г. директором капеллы – граф Шереметьев, владелец известного хора. Но пригласил к работе Мирия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсокова – впервые стали готовить мальчиков к деятельности регента (обучение теории, игре на фортепиано для всей России).

При капелле Римский-Корсаков организовал оркестровый класс. Готовил мальчиков к оркестровому исполнению.  Обосновал принцип поэтапного обучения хормейстеров, ставший основой – системой: школа – училище – ВУЗ.

При Климове впервые были включены женские голоса и был организован прием девочек (1920). В настоящее время Петербургская академическая хоровая капелла им. М.И.Глинки – художественный руководитель – народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Если центром хоровой культуры в Петербурге была Придворная певческая капелла, то таким же центром в Москве был Синодальный хор (Синод – главное духовное ведомство). Хор «Патриарших певчих» в 1721 году получил название Синодального, в сер. XIX века при хоре организуется училище. Руководители – Смоленский, Орлов, Кастальский.

Их совместная деятельность привела к рассвету училища и хора. Учили не только регентскому делу, но и в первые готовили учителей пения для народных школ.