Исполнительские средства художественной выразительности

В хоровой музыке существуют следующие средства художественной выразительности .: темпоритм, динамика, тембр, артикуляция, фразировка.

Тембр.

Воздействие тембра на слушателя, как и воздействие динамики, непосредственно и сильно. Тембр может успокаивать, утомлять, раздражать, восприниматься как теплый или холодный, ласковый или суровый, звонкий или скрипучий. Уже это само по себе свидетельствует о том, что тембр является категорией в основном качественной, а не количественной, что дает исполнителю большой простор для проявления творческой инициативы.

В хоровой практике под тембром чаще всего понимают определенную окраску голосов хоровых партий и всего хора, какое-то постоянное качество звука, певческую манеру. Коллективный ха­рактер хорового исполнительства определяет то особое значе­ние, которое имеет здесь выработка единой манеры формиро­вания звука, единого тембрового колорита звучания.

Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округ­ленности гласных, достижение которой представляет даже сольном пении.  В связи с этим задача по выравниванию звучания сводится к максимальному сближению гласных по способу их формирования.

Артикуляция.

В науке о языке под термином «артикуляция» подразуме­вается степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова.

Функции артикуляции многообразны и тесно связаны с ритмическими, динамическими, тембровыми и некоторыми другими музыкально-выразительными средствами. Непосред­ственная связь артикуляции с ритмикой понятна, ведь всегда артикулируется нечто, имеющее ритмическую жизнь. Дли­тельность звучащей части, продолжительность расчленяющей звуковую ткань паузы в такой же степени относятся к ритму, как и к артикуляции.

Не менее тесной является связь артикуляции и динамики. Например, увеличение звучащей части обозначенных в нотах длительностей и связанное с этим сокращение размера цезур между звуками приводит к увеличению количества звучания в единицу времени, и наоборот — уменьшение звучащей час­ти длительностей, увеличение цезур вызывает ощущение уменьшения количества звучания на единицу времени.

Взаимосвязь артикуляции и акустики проявляется и в том, что артикуляция может не только приспособляться к акусти­ке, но также сама, своими средствами, вызывать у слушателя представление об определенной акустике. Например, с помощью штриха маркато,  небольшого акцента с последующим диминуэндо, можно создать эффект «эха».

Фразировка.

Музыкальное исполнение — это живая, интонационно вы­разительная, естественно текущая, связная речь, искусство музыкального повествования, в основе которого лежит владе­ние музыкальной фразой.

В сущности, одна из основных задач анализа формы в наи­более узком (структурном) смысле состоит в том, чтобы на­учить исполнителя строить фразу на основе изучения ее струк­туры.

В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строе­ния как музыкального, так и поэтического текста. Хормейстеру нужно быть очень внимательным при фразировке куплетных пе­сен, где слова в разных куплетах не всегда соответствуют структуре мелодии.