Генезис дирижерских жестов

Инструментом реализации творческих замыслов дирижера является язык жестов. С его помощью руководитель управ­ля­ет всеми исполни­тельскими действиями музыкального кол­лек­тива. Как самостоятельный фактор жесты возникли в про­цес­се историчес­кого развития трудовой деятельности чело­ве­ка. С разделением труда по­явилась необходимость в привле­че­нии других людей для кооперации сов­местных усилий. Это явилось причиной возникновения новой формы движений, ли­шен­ных обычных физических усилий, сохраняющих за собой лишь функции воздействия и речевого общения.

Аналогичные истоки лежат и в основе генезиса дирижер­ских жестов. Они также представляют собой прямое след­ствие преобразования звуко-извлекающих инструментальных действий в особый язык движений, не­обходимых руково­ди­те­лю исполнения для управления и регулирования процесса реализации своих творческих представлений, для общения с му­зыкальным коллективом.

«Мимике и жестикуляции не учатся так, как правильному произнесе­нию слов», – подчеркивает известный американ­ский психолог Т. Шибутани. Это скорее интуитивный про­цесс, выражающий индивидуальность психики каждого че­ло­ве­ка. Жест, по его словам, обозначает любое движе­ние, «ко­то­рое служит показателем внутреннего переживания чело­ве­ка». Он особо отмечает, что «экспрессивные движения боль­шей частью непроиз­вольны и всегда сопровождают со­зна­тельно осуществленные действия». Именно они, обладая наибольшим творческо-информативным содер­жа­нием, и раскрывают исполнителям смысловой подтекст трак­товки произведения дирижером. Рельефное отражение му­зы­каль­ных представлений внешней двигательной сферой ди­ри­же­ра происходит только при исполнительском пережи­ва­нии всего многообразия деталей и факторов, составляющих со­дер­жание авторской партитуры. Главным ста­новится смы­сло­вое содержание движений-действий дирижера, выражаю­ще­еся в их непосредственной направленности на решение опре­деленных художественных задач.