Функции тактирования и дирижирования

В современном дирижерском искусстве разли­чают две сто­ро­ны: техническую – тактирование, под которым подразуме­вают совокупность технических приемов управления музы­каль­ным коллективом (обозначение метра, темпа, ритма) и ху­дожественную, относя к ней все, что касается дири­жер­ско­го воз­действия на выразительность исполнения. Однако не­вер­но считать, что тактирование охва­тывает собой всю сум­му приемов дирижерской техники. Это понятие подра­зу­ме­ва­ет только дви­жения рук дирижера, обозначающие каждую до­лю структуру такта и темп. Показ вступлений, снятие зву­ка, оп­ределение динамики, цезур, пауз, фермат – прямого от­но­­шения к тактированию не имеет. Тактируют обычно пра­вой рукой, причем отдельные движения или жесты должны быть равномерны, однородны, как удар метронома. Поэтому тактирование называют также метрономированием. Метри­че­ское тактирование – это еще не дирижирование, так как оно лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается дирижирование

В более широком понимании тактирование – это рацио­наль­но построенная система условной жестикуляции, кото­рая возникла и развивалась на протяжении многовековой ис­то­рии коллективного исполнения музыкальных произве­де­ний. Тактирование лежит в основе современной дирижерской тех­ники. Будучи жестовым изображением метра, тактового размера, тактиро­вание связано со всеми приемами дирижер­ской техники, влияя на их характер, форму, способы испол­не­ния. На­пример, каждое движение тактирования имеет боль­шую или меньшую амплитуду, что непосредственно сказывается на динамике исполнения.

Техника дирижирования сложилась в результате посте­пен­ного отбора целесообразных выразительных движений, по­сред­ством которых воплощается художественный замысел ди­рижера и осуществляется управление музыкальным кол­лек­тивом при исполнении произведения.

При освоении техники дирижирования решаются две за­да­чи: овладение дирижерскими приемами и отбор жестов для во­площения музыкального образа. Овладевая техникой дири­жи­рования, всегда нужно стремиться к наибольшей простоте, выразительности движений, к выработке полной свободы, пластичности и гибкости предельно ясного, четкого жеста. Только те движения являются оправданными, которые что-то выражают, поэтому выбор любого технического приема все­гда вытекает из требований конкретной художественной за­да­чи. Дирижер должен обладать определенным запасом тех­ни­ческих приемов, из которого можно черпать те, что наибо­лее ярко раскрывают содержание того или иного произве­де­ния. У настоящего исполнителя-художника техническое мас­тер­ство незаметно для слушателя, так как всецело подчинено выражению содержания музыки.

Таким образом, можно говорить о дирижерской технике низ­шего порядка – тактирование (обозначения размера, мет­ра, темпа), приемы показа вступлений, сня­тия звука, фермат, пауз, пустых тактов. Эту сово­купность приемов целесооб­раз­но называть вспомогатель­ной техникой, поскольку она слу­жит лишь элементар­ной основой дирижирования, но еще не определяет его выразительности. Однако она очень важна, так как чем совершеннее вспомогательная техника, тем более свободно могут проявляться остальные стороны дирижер­ско­го искусства. Вторая часть – и технические средства высшего порядка – приемы, с помощью которых определяются изме­не­ние темпа, динамика, акцентировка, артикуляция, фрази­ров­ка, штрихи стаккато и легато, приемы, дающие представ­ле­ние об интенсивности и окрашенности звука, т.е. эле­менты выразительного исполнения. Эти приемы можно назвать вы­ра­зительной техникой.

Владение выразительной техникой позволяет дири­жеру воплощать художественную сторону исполнения. Однако и при наличии подобной техники жесты дирижера могут быть еще недостаточно образными, носить формаль­ный характер. Можно руководить агогикой, динамикой, фразировкой, как бы регистрируя эти явления, точно и тщательно показывать стаккато и легато, артикуляцию, изменения темпа и в то же время не воплатить образ. Важны не темп или динамика сами по себе, а то, что они призваны выразить – опреде­ленный му­зыкальный образ. Перед дирижером, следова­тельно, стоит задача, используя средства вспомогательной и выразительной техники, придать своему жесту образную конкретность. Соот­ветственно приемы, с помощью ко­торых это достигает­ся, можно назвать образно-вырази­тельными приемами. К ним относятся и средства эмоцио­нального и волевого воздействия на исполнителей. При отсутствии у дирижера эмоциональ­ных качеств его жест будет беден.

Жест дирижера может быть малоэмоциональным по раз­ным причинам. Отсутствие эмоциональности зависит бед­но­сти исполнительской фантазии, воображения, му­зыкальных представлений. Этот недостаток можно преодо­леть, подска­зав дирижеру пути жестового выражения эмо­ций, направив его внимание на развитие музыкально-об­разных представле­ний, способствующих возникновению соответствующих ощу­ще­ний, эмоций. В педагогической прак­тике приходится встре­­чаться с обучающимися дирижерами, у которых эмо­цио­наль­ность развивалась параллельно с развитием музы­каль­ного мы­шления и дирижерской тех­ники.

Есть и другая категория дирижеров, у которых эмоции «пе­рехлестывают через край». Такой дирижер, находясь в состоянии нервного возбуждения, может дезо­риентировать исполнение, хотя в отдельных моментах и достигает большой выразительности. В целом его дирижи­рование будет не­ряш­ли­вым и неорга­низованным. Эмоциональность, не связанная с характером эмоций данного музыкального образа, не может рассматриваться как положительное явление, способ­ствую­щее художественности исполнения. Задача ди­рижера – пере­дать разные эмоции разных образов, а не свое состояние. Это­му может помочь прием музыкально-слуховых представ­ле­ний. Для передачи эмо­циональности вовсе не требуется какого-либо особого вида техники. Эмоциональным можно сделать любой жест. Чем совершеннее техника дирижера, чем более гибко владеет он своими движениями, тем легче они поддаются воз­можной трансформации, и тем проще ди­ри­жеру при­дать им соответствующую эмоциональную выра­зитель­ность.

Важны для дирижера также волевые ка­чества. Воля в мо­мент исполнения проявляется в актив­ности, решительности, определенности, убежденности дей­ствий. Волевыми могут быть не только сильные, резкие жесты; волевым может быть и жест, определяющий кан­тилену, слабую динамику и пр. Но может ли быть воле­вым, решительным жест дирижера, если техника его бедна, если исполнительское намерение вопло­щает­ся по этой при­чине с явным трудом? Может ли его жест быть убеждаю­щим, если он выполняется недостаточно совер­шен­но? Где нет уверенности, там не может быть и волевого воздействия. Волевой импульс может проявляться лишь в том случае, если дирижер ясно осознал цель, к до­стижению которой он стремится. Для этого также необхо­дима яркость и отчетливость музыкальных представлений, высокоразвитое музыкальное мышление.

Итак, условно можно представить технику дирижирования как вспомогательную, выразительную и образно-выразитель­ную. В методическом отношении особенность вспомога­тель­ных и выразительных технических приемов заключается в том, что они представ­ляют собой ряд последовательно ус­лож­няю­щихся приемов, выполняющих все более сложные функ­ции. Каждый последую­щий трудный, более специаль­ный прием строится на основе предшествующего, продол­жает его. Среди образно-выразительных средств дири­жер­ско­го искусства подобной преемственности, последова­тельности переходов от простого к сложному нет. Будучи весьма важ­ны­ми в дирижировании, они применяются лишь на основе уже усвоенных приемов вспомогательной и выразительной техники.

Находясь в диалектическом единстве, художественная и техническая стороны дирижеского искусства внутренне про­ти­воречивы, могут подчас подавлять одна другую. Так на­при­мер, часто бывает, что эмоциональное, выразительное ди­ри­жирование сопровождается нечеткими жестами. Захва­чен­ный переживаниями дирижер забывает о технике, и в резуль­та­те нарушаются ансамбль, точность, целостность звучания. Встречаются и другие крайности, когда дирижер, стремясь к точности, пунктуальности исполнения, лишает свои жесты выразительности и, как говорят, не дирижи­рует, а тактирует. Отсюда важнейшая задача педагога – развитие у ученика гар­мо­нического соотношения обеих сто­рон дирижерского ис­кус­ства, технической и художествен­но-выразительной.

Довольно широко было распространено мнение о том, что только тактирование доступно детальному изучению, ху­до­же­ственная же сторона исполнения относится к области ду­хов­ного, иррационального, а потому может быть постигнута только интуитивно. Научить дирижера образно-вырази­тель­но­му дирижированию считалось невозможным. Как техни­че­ская сторона, так и сред­ства образного дирижирования могут быть объяснены, про­анализированы педагогом и усвоены уче­ником. Разумеется, для их усвоения надо обладать твор­че­ской фантазией, образно-музыкальным мышлением, не говоря уже об умении претворять свои художественные пред­ста­вления в выразительные жесты. Но и наличие способно­стей не всегда приводит к тому, что дирижер овладевает об­раз­ными средствами исполнения. Обязанность педагога и учаще­гося – разобраться в природе выразительного жеста, узнать причины, порождающие его образность.