Элементы певческого голоса

Каждый голос требует определенных  вокальных навыков: полётность, опёртость на дыхание, прикрытость верхних звуков. Певческие голоса хар-ся следующими признаками: объём, высота, сила, качество, полётность, дыхание, диапазон.

Сила звука измеряется децибелами (наиболее сильные голоса имеют120 дец., слабые — 80). Сила голоса зависит от мощности голосовых связок, от тонуса мышц гортани, амплитуды их колебания.

Тембр голоса тесно связан с силой голоса. Форсированное пение искажает тембр. Тембр определяется способом смыкания голосовых связок, атакой звука, величиной подсвязочного воздушного давления, а также зависит от состава певческих формант и вибрато. Вибрато — своеобразная пульсация голоса, определенные колебания в секунду (~ 6-7). Изменение конфигурации ротоглоточной полости меняет окраску звука («светлый» и «темный»).

Полетность звука (носкость, звонкость) осуществляется благодарянасыщению голоса высокими обертонами в пределах 3000-5000 колебаний. Высокая певческая форманта связана с работой верхних головных резонаторов.

Певучесть голоса — качество голоса, когда гласный звук может долго тянуться на одном дыхании.

Дыхание. Для хорового певческого звука необходимо использовать нижнереберное диафрагмальное дыхание.

Диапазон — количество тонов, которое заключено между низким и высоким звуками голоса.

Дыхание обеспечивает поступление воздуха в легкие. Оптимальный тип дыхания — нижнее-реберный и диафрагмальный. Вдыхать надо активно, бесшумно и следить за тем, чтобы не поднимались плечи. После вдоха надо задерживать дыхание на несколько секунд, а затем начинать выдох. При исполнении длинных музыкальных фраз используется цепное дыхание. Работа всего голосового аппарата во многом зависит от дыхания. Перебор дыхания, фарсировка или вялость отрицательно сказывается на качестве певческого звука.

Звукообразование. Звук рождается в гортани в результате взаимодействия связок с выдыхаемым из легких воздухом. Певческий звук начинается с момента смыкания связок, называется атакой.

Существуют три типа атаки: мягкая, придыхательная и твердая. Постоянно певцы пользуются мягкой атакой, а твердая и придыхательныя типы атак применяются в целях художественной выразительности.

Существуют два способа звукоизвлечепие: открытый и прикрытый. Оба вида используются в хоровой практике. Открытым звуком ноют большинство русских народных хоров, прикрытым — академические хоры.

 Человеческий голос имеет несколько регистров: грудной, смешанный, головной. Переходные ноты различны у разных голосов. Например, у сопрано -ми2 — фа2, фа-диез2 — соль2. Для того чтобы эти ноты прозвучали, и не было провала, их следует округлять, притемнять (а-о-у). Полезно для сглаживания регистров является пение с закрытым ртом.

Ровность звучания достигается путем максимального сближения артикуляционных форм различных гласных звуков: «А-О-Э» (единая манера формирования гласных).

Певческое дыхание – наиболее сложный навык. Необходимо рассказать и показать певцам как правильно берется дыхание

Самое трудное — экономное расходование дыхания, пение «на опоре». Выдох осуществляется за счет активной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы.

Одним из самых сложных вокальных навыков является воспитание у певцов кантиленности звучания. Выработать этот навык лучше на произведениях, написанных в умеренных и медленных темпах.

Следующие необходимое качество звука — это его острота. «Близкого» звука проще всего добиться при пении закрытым ртом на звук «М».

Сохранение единой вокальной позиции может нарушаться сменой гласных и согласных при пении со словами, а также исполнение различных мелодических интервалов.