Дыхание в хоровом исполнительстве

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше.Дыхание — важнейший вокальный навык, энергетический источник голоса. Певческое дыхание отличается от обычного (разговорного):

• Оно управляется волей, а обычное осуществляется непроизвольно;
• Обычный вдох примерно 500см3, а вдох певческий – 1000 — 1500см3;
• Выдох певца может быть в 20-30 раз длиннее вдоха, в речи разница между вдохом и выдохом небольшая;
• Певческое дыхание глубже обычного.

В пении дыхание противоположно естественному: живот при вдохе выдаётся вперёд, певец должен стараться удерживать положение. Различают следующие типы дыхания.

1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне — грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пения.
2. Смешанное, грудо — брюшное (косто — абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное, дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости.Диафрагма – это самая мощная мышца человеческого организма, перемещающаяся за 1 минуту на 4 см вверх и на 4 см вниз. Совершает 18 колебаний в минуту. Это второе сердце человека!

Процесс дыхания состоит из трёх непрерывно следующих друг за другом этапов или фаз: вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать сознательно. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка.Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. При зевке опускается корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией, или установкой следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.
Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т. е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Опора дыхания является составной частью певческой опоры Когда звук обретает опору, петь становится легче, напряжение с гортани снимается, голосообразование становится свободным, голос целиком подчиняется воле поющего.
Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук.Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Различают следующие виды атак:

1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха (вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования).
2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели.
3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание).

Самым удобным для обучения считается грудо — брюшное дыхание. Плечи не должны подниматься! Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями. Существуют различные методики работы над дыханием: Огороднова, Стрельниковой, Емельянова, Натаровой и др.