Теоретические основы реквиема как жанра

Реквием (лат. Missa pro defunctis или лат. Missa defunctorum) – траурная месса в римско-католической церкви, а также музыкальный жанр, написанный в форме и на тексты заупокойной мессы, посвященная памяти усопших, исполняется на сороковой день после смерти. Молитва о душе ушедшего человека, горе оплакивающих его – все это выражается в скорбной, лирической, сдержанно-благородной музыке. Стиль реквиемов, как и всех богослужебных песнопений в христианской церкви, развивался от одноголосной монодии – к пышному многоголосию, с привлечением инструментального (ансамблевого, органного, оркестрового) сопровождения.
Поскольку традиционно в католической церкви богослужение велось на латинском языке, текст реквиема, за исключением Kyrie eleison также составлен на латыни.
Само слово «Реквием» дословно означает «спокойствие» и происходит от начальных слов вступления (Introit) – Requiem aeternam dona eis («Вечный покой даруй им, Господи»), происходящего из апокрифической 4-й книги Ездры. В православных церквях подобной по значению является панихида, однако последняя значительно отличается от реквиема по форме.
Начиная с эпохи барокко реквием – многочастное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Источник авторского реквиема – заупокойная месса католиков (лат. missa pro defunctis), из которой композиторы брали только распеваемые тексты (в оригинальной заупокойной католической службе используются также декламирумые нараспев, а также просто читаемые молитвы).
Структура григорианской заупокойной мессы окончательно сложилась к XVI в. (была утверждена папой Пием V) и была зафиксирована решениями Тридентского собора. Ординарные молитвы соответствовали ординарию обычной католической мессы, за исключением Credo и Gloria. В проприй вместо аллилуйи был введён обязательный тракт и несколько других молитв, в том числе (ставшая позже чрезвычайно распространённой) секвенция Dies irae.

Согласно латинского обряда, реквием включает 9 частей. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Gloria» – «Слава», «Сredo» – «Верую», вместо которых вводятся другие (вначале «Requiem», далее «Dies irae» – День гнева, «Tuba mirum» – «Чудесная труба», «Lacrimosa» – слёзная, «Offertorium» – «Приношение даров», «Lux aeternam» – «Вечный свет» и другие. Само назначение и содержание реквиема обуславливает его скорбно-трагический характер.
Как и месса, первоначально реквием складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали различные местные традиции. Уже в XV веке стали появляться многоголосные обработки этих мелодий.
Первоначально, как и обычная (или торжественная) месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментальное сопровождение.
Начиная с эпохи позднего Возрождения параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы. Со временем они всё меньше предназначались для церемониального погребения, а были по существу публичными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными не только к смерти человека (как это было изначально), но и ко всякому другому траурному событию (например, реквием памяти жертв войны, природной катастрофы и т.п.). В композиторских реквиемах почти не использовались оригинальные григорианские хоралы, но лишь канонические тексты в оригинале (т.е. по–латыни) и в переводах (на английский, немецкий и другие языки).
Автором первого композиторского реквиема считается Й. Окегем (1410-1497). С XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру (по вполне понятным причинам, реквиемы не писали протестанты И.С.Бах и Г.Ф.Гендель; нет реквиемов и у венских классиков Й. Гайдна и Людвиг ван Бетховена).
На немецкие тексты в XVII в. писали, например, лютеране Михаэль Преториус и Генрих Шютц.
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу – как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини – памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и «Немецкий реквием» Й. Брамса (на произвольный немецкий текст). Антонио Сальери свой «Маленький реквием» и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя. Среди других сочинителей реквиемов в XIX в. Ф. Лист, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, А. Брукнер, Г. Форе, А. Дворжак.

В эпоху зарождения и развития оперы реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные григорианские мелодии перестали быть его интонационной основой, полифония, при господстве в целом гомофонно-гармонического склада, сохранила свое значение, но в новом качестве, органично взаимодействуя с гармонической функциональностью. Связанный функционально с католической церковью, реквием в своих наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение. Для музыки таких сочинений, как реквиемы Моцарта, Керубини или Дворжака, гораздо уместнее звучать не в церквях, а в концертных залах. Драматизмом и экспрессией отличаются написанные в романтической манере реквиемы Берлиоза и Верди.
Грандиозное, насыщенное революционным пафосом произведение Берлиоза посвящено памяти жертв Июльской революции 1830 года. Реквием Верди, отличающийся красотой и богатством мелодики, близок по стилю поздним операм композитора. В русле идей архаизации жанра и отказа от романтических атрибутов написан реквием Листа, исполнительский состав которого ограничен мужским хором и органом. Подобная трактовка жанра реквиема присуща и сочинению А. Брукнера. Многие композиторы, отдавая дань жанру реквиема, в ряде случаев отказывались от традиционного литургического текста. Особое жанровое ответвление в этом смысле представляет так называемый «немецкий реквием», в котором использовались не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии.
Подобного рода реквиемы принадлежат композиторам разных эпох и направлений: Шютцу, Преториусу, Михаэлю Гайдну, Брамсу. Немецкий реквием Брамса особо выделяется в этом ряду. Не придерживаясь обычного состава реквиема, композитор отобрал из Священного писания тексты, в которых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная Брамсу, пронизывает и это его сочинение. Реквием как траурное ораториально-симфоническое произведение имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при частичном или полном отсутствии канонического текста. В «Военном реквиеме» Б. Бриттена (1962 г.) традиционный латинский текст сочетается со стихотворениями английского поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность.
В дореволюционной России известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, – он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты. Так, в «Военном реквиеме» Бенджамина Бриттена каноническая латынь сочетается с антивоенными стихами английского поэта У. Оуэна.
Реквиемы композиторов советского периода совершенно не содержат никаких элементов богослужебного текста, они тесно связаны с революционной тематикой и темой Великой Отечественной войны. Среди этих сочинений особую известность приобрел «Реквием» Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского (1963 г.), посвященный тем, кто погиб в борьбе с фашизмом. Традиционный реквием, то есть реквием с использованием традиционного латинского текста, в XX веке стал, с одной стороны, областью проявления неоклассицистских тенденций, с другой – объектом авангардистских экспериментов в русле новейших музыкальных течений.

Среди наиболее примечательных сочинений этого жанра, написанных в XX веке, можно назвать реквиемы: И. Стравинского «Threni» для хора и духовых инструментов, А. Шнитке (полистилистика вместе с использованием канонического текста); С. Танеева (кантата «Иоанн Дамаскин», названная «русским» реквиемом»); Ю. Левитина «Реквием памяти павших героев». Интересным экспериментом с традицией является также «Реквием» Э. Л. Уэббера. Композитор, известный как автор рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и бродвейских мюзиклов, положил в основу своего произведения интонации джаза и рок-музыки.
Как было сказано ранее, реквием – это заупокойная месса. C течением времени этот вид мессы эволюционировал, достигнув вершин в современности.

Начиная с XV века стали появляться циклы реквиема, содержащие многоголосные обработки григорианских мелодий. Первый такой реквием, принадлежащий перу Г. Дюфаи – композитору так называемой франко-фламандской школы (1-я половина XV века) – не сохранился. До нашего времени дошел реквием подобного типа, написанный композитором 2-й франко-фламандской школы И. Окегемом. Реквием Окегема не соответствует в целом установившейся традиции. Написанный для хора a’cappella в традициях строгого полифонического стиля, он еще содержит «Credo» – часть, принадлежащую обычной мессе. В XVII-XVIII веках реквием претерпел эволюцию, аналогичную мессе и другим церковным жанрам. В эпоху зарождения и развития оперы реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные григорианские мелодии перестали быть его интонационной основой, полифония, при господстве в целом гомофонно-гармонического склада, сохранила свое значение, но в новом качестве, органично взаимодействуя с гармонической функциональностью. Связанный функционально с католической церковью, реквием в своих наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение.
Форма (набор текстов и их последование) как в григорианской мессе разных эпох и разных локальных традиций, так и подавно в композиторских реквиемах, изменчива. В структуру реквиема обычно входили следующие песнопения ординария и проприя:

Базовая структура реквиема:

  • Introitus «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • Kyrie (Господи, помилуй; простой распев шестого тона)
  • Graduale «Requiem aeternam» (Покой вечный)
  • Tracrus «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • Sequentia «Dies irae» (День гнева)
  • Offertorium «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе)
  • Sanctus (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
  • Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

В состав реквиема могли входить также:

  • Tractus «Pie Jesu» (повторяющий последние строки Dies irae);
  • Offertorium «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи);
  • Antifona «In paradisum» (В рай да сопроводят тебя ангелы);
  • Responsorium «Libera me» (Избави мя, Господи, от вечной смерти)