Жанры хоровой музыки

Известно, что по общей жанровой классификации вся музыка разделяется на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка может быть сольной, ансамблевой, хоровой. В свою очередь, хоровое творчество имеет свои разновидности, которые называются хоровыми жанрами:

1) песня;

2) хоровая миниатюра;

3) хор крупной формы;

4) ораториалъно-кантатный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.);

5) опера и другие произведения, связанные со сценическим действием (самостоятельный хоровой номер и хоровая сцена);

6) обработка;

7) переложение.

Хоровая песня (народные песни, песни для концертного исполнения, хоровые массовые песни) — наиболее демократичный жанр, отличается несложной формой (преимущественно, куплетная), простотой музыкально-выразительных средств. Примеры:

М. Глинка                   «Патриотическая песня»

А. Даргомыжский      «Ворон к ворону летит»

                                                «Из страны, страны далекой»

А. Алябьев                 «Песня о молодом кузнеце»

П. Чайковский           «Без поры, да без времени»

П. Чесноков               «Не цветочек в поле вянет»

А. Новиков                «Дороги»

Г. Свиридов               «Как песня родилась»

Хоровая миниатюра — наиболее распространенный жанр, для которого характерно богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание — лирика, передача чувств и настроений, пейзажные зарисовки. Примеры:

Ф. Мендельсон           «Лес»

Р. Шуман                    «Ночная тишина»

                                        «Вечерняя звезда»

Ф. Шуберт                  «Любовь»

                                          «Ночь»

                                          «Хоровод»

А. Даргомыжский      «Приди ко мне»

П. Чайковский            «Не кукушечка»

С. Танеев,                   «Серенада»

                                         «Венеция ночью»

                                         «Вечер»

П. Чесноков                «Альпы»

                                           «Август»

Ц. Кюи                        «Уснуло все»

                                       «Засветилась вдали»

В. Шебалин                «Утес»

                                        «Зимняя дорога»

В.Салманов          «Как живете-можете»

                                     «Лев в железной клетке»

Ф. Пуленк                   «Грусть»

О. Лассо                     «Люблю тебя»

М. Равель                   «Николетта»

П. Хиндемит              «Зима»

Хор крупной форм — Для произведений этого жанра характерно использование сложных форм (трех-, пятичастных, рондо, сонатной) и полифонии. Основное содержание — драматические коллизии, философские размышления, лирико-эпические повествования. Примеры:

А. Лотти                       «Crucifixus» .

К. Монтеверди             «Мадригал»

М. Березовский           «Не отвержи меня»

Д. Бортнянский            «Херувимская»

                                                «Хоровой концерт»

А. Даргомыжский        «Буря мглою небо кроет»

П. Чайковский              «На сон грядущий»

Ю. Сахновский             «Ковыль»

Вик. Калинников          «На старом кургане»

                                               «Звезды меркнут»

                                                «Осень»

С.Рахманинов               «Концерт для хора»

С.Танеев                        «На могиле»

                                            «Прометей»

                                            «Развалину башни»

                                            «По горам две хмурых тучи»

                                            «Звезды»

Д. Шостакович             «9-е января»

                                             «Смолкли залпы»

 Г. Свиридов                  «Табун»

В. Салманов                 «Издалёка»

                                            «15 ран»

Ш. Гуно                         «Ночь»

М. Равель                      «Три птицы»

Ф. Пуленк                     «Мари»

Кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.). Примеры:

Г. Гендель                  Оратории: «Самсон»,

                                                                  «Мессия»

И. Гайдн                     Оратория «Времена года»

В.А.Моцарт                      «Реквием»

И.С. Бах                      Кантаты. Месса си-минор

Л. Бетховен                «Торжественная месса»

И. Брамс                     «Немецкий реквием»

Г. Малер                     3 симфония с хором

Дж. Верди                  «Реквием»

П. Чайковский            Кантата «Москва»

                                           «Литургия Иоанна. Златоуста»

С.Рахманинов             Кантата «Весна»

                                           «Три русские песни»

                                            Поэма «Колокола»

                                           «Всенощное бдение»

С. Прокофьев              Кантата «Александр Невский»

Д. Шостакович           13 симфония (с хором басов)

                                            Оратория «Песнь о лесах»

                                            «Десять хоровых поэм»

                                            Поэма «Казнь Степана Разина»

Г. Свиридов                «Патетическая оратория»

                                           Поэма «Памяти С. Есенина»

                                          Кантата «Курские песни»

                                           Кантата «Ночные облака»

В. Салманов               «Лебедушка» (хоровой концерт)

                                          Оратория-поэма «Двенадцать»

В. Гаврилин                «Перезвоны» (хоровое действо)

Б. Бритен                    «Военный реквием».,

К. Орф                        «Кармина Бурана» (сценическая кантата)

А. Оннегер                 «Жанна Д’Арк»

Ф. Пуленк                   Кантата «Лик человеческий»

И. Стравинский         «Свадебка»

                                         «Симфония псалмов»

                                          «Весна священная»

Оперно-хоровой жанр. Примеры:

Дж. Верди                  «Аида» («Кто там с победой к славе»)

«Навуходоносор («Ты прекрасна, о Родина наша»)

Ж. Бизе                       «Кармен» (Финал I действия)

М. Глинка                  «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»))

                                          «Руслан и Людмила («Лель таинственный»)

А. Бородин                 «Князь Игорь» («Солнцу красному слава»)

М.Мусоргский           «Хованщина» (Сцена встречи Хованского)

                                             «Борис Годунов» (Сцена под Кромами)

П. Чайковский            «Евгений Онегин» (Сцена бала)

                                            «Мазепа» («Я завью венок»)

                                             «Пиковая дама» (Сцена,в Летнем саду)

Н. Римский-Корсаков                 «Псковитянка» (Сцена вече)

                                                                «Снегурочка» (Проводы Масленицы)

«                                                             Садко» («Высота, высота поднебесная»)

                                                             «Царская невеста» («Приворотное зелье»)

Д. Шостакович.                           Катерина Измайлова» (Хор каторжан)

Хоровая обработка (обработка народной песни для хорового , концертного исполнения)

A) Простейший тип обработки песни для хора (куплетно-вариационная форма с сохранением мелодии и жанра песни). Примеры:

«Щедрик» — Украинская народная песня в обработке М. Леонтовича «Говорил-то мне» — Русская народная песня в обработке А. Михайлова «Дороженька» — Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Ах, Анна-Сусанна» — Немецкая народная,песня в обработке О. Коловского

«Степь, да степь кругом» — Русская народная песня в обработке И. Полтавцева

Б) Развернутый тип обработки — при неизменной мелодии ярко выражен авторский стиль. Примеры:

«Как меня младу, младешеньку» — Русская народная песня в обработке

Д. Шостаковича «Ел цыган соленый сыр» — обработка 3. Кодаи

B) Свободный тип обработки песни — изменение жанра, мелодии и т.п. Примеры:

«На горушке, на горе» — Русская народная песня в обработке А. Коловского

«Звонили звоны» — Русская народная песня в обработке Г. Свиридова «Прибаутки» — Русская народная песня в обработке А. Никольского «Хорошенький-молоденький» — Русская народная песня в обработке А. Логинова

 Хоровое переложение

  • переложение с одного состава хора на другой (со смешанного-на женский или на мужской)

А. Лядов                 Колыбельная — переложение М.Климова

  • переложение сольной песни для хора с солистом

А. Гурилев            Вьется ласточка — переложение И. Полтавцева

  • переложение инструментального произведения для хора

Р.Шуман                     Грезы — переложение для хора М. Климова

М. Огинский              Полонез — переложение для хора В. Соколова

С.Рахманинов            Итальянская полька — переложение для хора    М. Климова