Характеристика фонетического метода обучения сольному пению

Различные звуки речи воздействуют на основной механизм голосообразования, на работу голосовой щели посредством различных механизмов. Это свойство звуков речи хорошо знают вокальные педагоги, всегда пользующиеся этим методом с целью выработки лучших качеств звучания голоса. Все звонкие согласные звуки являются звуками сравнительно малой громкости и высокого импеданса, так как на них, наряду с работой гортани, артикуляторный аппарат всегда создает препятствия для прохождения звука.

Кроме того, на согласных всегда имеется более сильно поднятое воздушное давление, рассчитанное на образование нужного шума (шумовой генератор). Поэтому энергичное произношение звонких согласных активизирует работу голосового затвора. Пение осуществляется на гласных звуках и поэтому гласные являются объектом основного внимания педагога при обучении пению. Цель педагога — одна: выработать на наиболее вокально звучащем ‘гласном звуке лучшие певческие качества и затем перенести их на все другие гласные звуки. Эта задача -— сделать гласные ровными — стоит перед каждым педагогом.

Гласный звук и считается наиболее «высоким по позиции», хорошо «собирающим» звук, хорошо ((направляющим звук в верхний резонатор», наиболее «близким», светлым по звучанию, наиболее «узким» по ощущению. Все эти качества гласного и имеют свое научное объяснение. Среди всех гласных звук и имеет наиболее высокую верхнюю форманту, совпадающую по высоте с высокой певческой формантой. Поэтому звук и воспринимается нами как звонкий, светлый, близкий, собранный и потому часто кажется наиболее близким к певческому. Именно эти качества несет с собой усиленная область высоких частот. Как мы помним из  акустической главы, звук, в котором имеется усиленная высокочастотная часть спектра, легко вызывает ощущение головного резонирования и воспринимается ухом как «близкий», «звонкий». Это качество по своей акустической природе свойственно гласному и в большей степени, чем другим гласным. Именно поэтому, педагоги и считают гласный и наилучшим образцом, «направляющим звук в верхний резонатор». Поэтому гласный звук и показан в тек случаях, когда гортанный затвор расслаблен, смыкание связок недостаточно плотное и звук носит «рассыпанный», «несобранный», недостаточно блестящий характер. Гласный и активизирует смыкание связок, а хорошее смыкание ведет к лучшему образованию высокочастотной части спектра. Это в свою очередь улучшает интенсивность образования высокой форматы звука и, а вместе с ней — возникает ясное ощущение головного резонирования.

Звук е обладает теми же свойствами, являясь «светлым», близким узким гласным. Он менее узок по ощущению, чем и, но более чем о, о или у. На нем язык лежит в ротовой полости более свободно, и он дает возможность достаточно широко открыть рот, чего и не позволяет сделать. Звук е обладает умеренным импедансом, что делает его удобным для формирования верхнего регистра мужских голосов. Он также способствует достаточно активной атаке звука и показан в случае вялой работы гортани.

Гласный а является, пожалуй, наиболее распространенным звуком, на котором большинство педагогов начинают воспитывать голос. В школах Глинки, Варламова, Гарсиа, Фора, Ламперти гласный а считался основным при воспитании певческого голоса. Варламов считал его ‘«наиболее способным» для пения. Педагогическая ценность гласного звука а в том, что он позволяет лучше всего раскрепостить голосовой аппарат от лишних напряжений и выявить естественную работу голосового затвора. Однако открытый гласный звук а не считается приемлемым в современной оперно-концертной манере пения. Уже давно, со времени Глинки и даже раньше, для развития голоса употреблялось а округленное (Глинка рекомендовал «петь на литеру А итальянское»). Это округление, придающее звучанию а более объемистый, мясистый характер, одновременно увеличивает импеданс и помогает работе голосового затвора.

Гласный звук о обладает теми же свойствами, что и звук а, — округленный, но звучит более темно по тембру и имеет больший импеданс. Это свойство затемнения и создания большего импеданса используется для прикрытия звуков верхней части диапазона мужских голосов.

Гласный звук у— наиболее темный по звучанию из всех гласных звуков. Он считается наиболее «далеким» и «матовым» по звучанию. Действительно, его форманты расположены ниже 1000 гц, и если гортань не добавляет в состав звука высокочастотных обертонов, звук у имеет далекое звучание. Звук у хорошо помогает в нахождении грудного резонирования.

Типичными упражнениями для выравнивания гласных являются такие, где удачные, наиболее певческие гласные чередуются с менее удачными. Чаще всего вначале упражнения даются на одной длинной ноте, на которой надо произнести все эти гласные* сохранив единую звуковую «позицию» или место звучания. В конце концов под влиянием систематической тренировки певец научится так артикулировать, что сумеет сохранить единообразной работу гортани, а вместе с ней и единый певческий тембр. Фонетический метод воздействия на голосовой аппарат тем и хорош, что позволяет подобрать те звукосочетания, которые у каждого певца позволяют наиболее полно выявить певческие качества его голоса.