Типы певческого дыхания

Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мыш­цы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся  к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего­ среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втя­нут…! Этот тип дыхания  был  распространен в  старо-итальянской школе (до начала XIX в.). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи на­ пряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.

Смешанное, грудо-брюшное    (косто-абдоминальное)   дыха­ние. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в зна­чительной мере теоретическим, на практике же чистых типов ды­хания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным счита­ется нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное, дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти не­подвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хоро­шо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.

В процессе занятий выявляется наиболее удобная форма ра­боты органов дыхания в зависимости от индивидуальных особен­ностей организма певца. Поэтому дыхание у певцов может иметь различные типовые оттенки и, являясь выразительным средством в пении, у одного и того же певца может меняться в зависимо­сти, от исполнительских задач.

Диафрагма – это самая мощная мышца человеческого организма, перемещающаяся за 1 минуту на 4 см вверх и на 4 см вниз. Совершает 18 колебаний в минуту, 1000 – в час и 24000 – в сутки. Сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему  и проталкивает кровь вперед, к грудной клетке. Это второе сердце человека! Число движений диафрагмы за минуту равно четверти числа движений сердца, но её гиподинамический напор гораздо сильнее, т. к. поверхность этого насоса намного больше, и кровь он проталкивает сильнее чем сердце.