Художественное осмысление жанра мадригала в контексте эпохи ренессанса

Эпоха Возрождения или Ренессанса XIV — XVI веков — время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников, музыкантов, учёных – это время титанизма, который проявился в искусстве и в жизни.
Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигло невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты.
В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Она проявилась в отказе от готических форм в сторону классической соразмерности пропорций.
Существенные изменения произошли и в музыкальном искусстве, в вокальной и инструментальной полифонии. Этот период появилась нидерландская полифоническая школа, сыгравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий.              
В светской музыке появились новые жанры: фроттола — песня народного происхождения в Италии; мадригал — вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке. Некоторые музыкальные деятели обосновывали преимущества монодической музыки, в противовес увлечению многоголосием. Появились жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосия) — сольная песня, кантата, оратория.
ледует отметить что Ренессанс имел неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке, нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, признаки Возрождения проявились во Франции в XVI веке и со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы.

Для эпохи в целом характерно преобладание вокальных жанров, в частности вокальной полифонии, представленной различными творческими школами.
Культура Возрождения возникла и сформировалась раньше других стран в Италии, достигла здесь блестящего расцвета в первом десятилетии XVI века. Ее зарождение в XIV веке и быстрое постепенное развитие в XV веке было обусловлено историческими особенностями страны. XVI век явился порой Высокого Ренессанса, необычайным подъёмом всей духовной культуры, эпохой художественного расцвета Италии. Вокальная полифоническая музыка достигла в это время вершины своего развития, интенсивно развивалась светская музыка в жанрах мадригала и фроттолы.
Светские вокальные жанры XVI века развивались по двум главным направления: первое объединяло разновидности жанра близкие к песне (лауды, фроттолы, вилланеллы, карнавальные песни), второе было связано с полифонической традицией (мадригал).

Лауда (в переводе с итальянского «хвалить») – жанр народно-бытовой музыки издавна бытовавший во Флоренции. Несмотря на духовный характер текста лауд, их содержание и круг образов обычно было связаны с повседневными реальными переживаниями и интересами простых людей того времени. Особенно следует отметить сатирический характер текста лауд, обличающий пороки церковников – кардиналов, охваченных жаждой обогащения.

Фроттола (frotta в переводе с итальянского – «толпа») была популярна во второй трети XVI века и представляла собой определённый этап на пути бытовой многоголосной песни. В самом слове фроттола подчёркнуто бытовое народное, даже уличное название песни. Фроттолу нельзя назвать конкретно народной итальянской песней даже несмотря на её мелодическую и образно-поэтическую близость к народному искусству. Она явилась продуктом композиторского творчества и часто создавалась на стихи итальянских и античных поэтов таких как: Ф. Петрарка, С. Бембо, Р. Полициано, Н. Гораций. Назначение фроттолы было весьма широкое: она могла исполняться в домашнем быту и в городской среде: на городских празднествах, во время карнавалов, и исполняться в театральных спектаклях. По содержанию фроттолы были достаточно разнообразны: как правило преобладала любовная лирика, но также было немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов. За немногим исключением все фроттолы четырёхголосны, и хотя на практике они могли исполняться с сопровождением, а порой и на одних инструментах, характер их изложения по прежнему оставался вокальным, а голосоведение плавным. Авторами фроттол были многие известные композиторы – Жоскен Депре, Марко Кара, Бартоломео Тромбочини и другие.
На смену фроттоле в третей четверти XVI века пришла вилланелла           (в переводе с итальянского «крестьянская песня»). В отличие от фроттолы, которая начала своё распространение с севера Италии, вилланелла двигалась с юга и была связана с неаполитанской песеностью, она была очень динамична, отличалась острыми ритмами. Вилланелла произошла из крестьянских песен, и даже в творчестве итальянских композиторов она сохранила дух демократизма, непринуждённость изложения, позволяющую ей обходить правила голосоведения и следовать народным традициям. В отличие от фроттолы вилланелла более гомофонна, в ней больше моторных, танцевальных ритмов, больше динамики. Авторами вилланелл были: Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола, Теодоро Риччо, Адриан Вилларт, Луки Маренцио и другие.

Мадригал в качестве музыкально – поэтической формы XVI века начал своё развитие заново. С музыкальной стороны мадригал совершенно не был связан с наследием XIV века, на протяжении XVI века этот жанр очень сильно эволюционировал, причём углубилось его лирическое содержание, проявлялась внутренне-театральная природа, изменялся стиль полифонического письма. Сохранились устойчивые признаки жанра: чисто светский характер, свобода от многих норм и канонов строгого стиля. Практически все крупные мастера в Италии с интересом обращались к мадригалу, среди них: Андреа и Джованни Габриели, Орландо Лассо, Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди, Лука Маренцио, Клаудио Меруло, Карло Джезуальдо де Веноза.

В профессиональной области в Италии сформировались две наиболее сильные композиторские школы: римская и венецианская.
Больших высот в области вокально-хоровой полифонии достигли композиторы Римской школы.Самым ярким её представителем является Джованни Палестрина. Именно его творчеством завершилась большая эпоха развития ренессансной полифонии. В теории музыки она называется «строгим стилем» или «строгим письмом».

Деятельность композитора была неразрывно связана с церковной, а именно католической музыкой, определившей во многом его творчество, основу которого составляет хоровая музыка a capрella. Дж. Палестрина нашёл путь к обновлению полифонического искусства изнутри и подвёл его к новому историческому рубежу всего музыкального развития к концу XVI века. Огромное значение при этом имела итальянская природа вокального мелодизма Палестрины: она смягчила характер многоголосного звучания, внесла кантиленность в голосоведение, способствовала удивительной пластичности и ровности полифонического развёртывания.

Творческое наследие Палестрины не может не поражать своими масштабами оно включает более 100 месс, более 300 мотетов, более 100 мадригалов. Дарование композитора было феноминальным, в нем нераздельно сочетались острота интеллекта, совершенство художественного расчёта, поэтическая сила и прирождённая пластичность.

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт.

Венецианская творческая школа сложилась как влиятельное художественное направление во второй половине XVI века и достигла расцвета к концу столетия. В творчестве композиторов венецианской школы возрастает роль светского начала даже в жанрах церковной музыки.

Одной из самых существенных особенностей музыки венецианских мастеров было новое чувство звукового масштаба, яркой красочности созвучий, сменяющихся, эффектных и сильно воздействующих. Музыканты были великими колористами в использовании многохорных возможностей, ярких инструментально-хоровых контрастов, регистрационных противопоставлений. Далеко отходя от аскетизма церковной музыки строгого стиля, они придавали своим произведениям для церкви звуковую красочность, монументальность, создавали произведения широких масштабов.

Крупнейшими представителями венецианской школы стали Андреа Габриели и его племянник Джованни Габриели – оба уроженца Венеции.

Венецианская школа к концу XVI века заняла особое место и противостояла по характеру образности и стилю письма классической римской школе. В отличие от строгого, чисто вокального, диатонического стиля Дж. Палестрины венецианцы не только соединили различные хоровые и инструментальные звучности, но и внесли много нового в свой тематизм.В своём творчестве композиторы не избегали интонационной резкости, частых контрастов, повышенной экспрессивности, даже своего рода театральности эффектов. Инструментальные вступления к духовным хорам Джованни Габриэли нередко носили именно театральный характер. В выборе выразительных средств венецианская школа далека от сдержанности и умеренности, она, скорее, театрально преувеличивает чувства, создавая крайне напряжённые образы.
Творческое воздействие венецианской школы, прежде всего в области крупных вокально-инструментальных форм испытали на себе итальянские музыканты  XVII века, в частности создатели оперы.
История нидерландской школы не имеет аналогий в развитии музыкального искусства и охватывает почти два столетия. К XV века Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну. В этот период благотворно развивалась художественная культура – нидерландская живопись и формировалась новая музыкально-творческая школа.

Именно здесь сложилась нидерландская полифоническая школа – одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Для развития искусства XV столетия важное значение имело общение музыкантов из разных стран, взаимное влияние творческих школ. Нидерландская школа вобрала в себя традиции Италии, Франции и Англии.

Основой музыкальной культуры, как и во всех европейских странах, явилась народная музыка. Здесь бытовали любовные, застольные, песни о радостях и горестях жизни народной. Наряду с одноголосными песнями в нидерландском быту все шире распространялись и многоголосные песни.       На этой богатой основе в XV — XVI веках развивалась так называемая школа полифонистов, знаменующая классический период развития европейской полифонии.

Полифония нидерландской школы сформировалась в борьбе с церковной реакцией, отстаивавшей устаревшие догмы старого культового одноголосия в противовес новым демократическим тенденциям в музыке. Не смотря на то что в творчестве нидерландских мастеров церковная музыка занимала большое место, много внимания уделялось и светским многоголосным песням, в которых нашёл отражение богатый мир идей и чувств, характерный для эпохи Возрождения.

Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. «полис» — «многочисленный» и «фоне» — «звук», «голос»). При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства.

Выдающийся представитель нидерландской школы: Гийом Дюфаи франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской школы. Заложил основы полифонической традиции в нидерландской музыке. Мастер духовных трёх-четырёхголосных месс и мотетов, а также светских трёх-четырёхголосных французских шансон, итальянских песен, баллад, рондо, жанров связанных с народным многоголосием и гуманистической культурой Возрождения. Искусство Г. Дюфаи, впитало достижения европейского музыкального искусства, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской полифонической музыки. Г. Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию.

Месса — многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) или хора a capрella на латинский текст католической литургии (мессы). Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы и к XIV веку сложилось циклическое строение мессы. Основные разделы соответствуют первым словам текста:

  1. Kyrie eleison — Господи помилуй
  2. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
  3. Credo in unum Deum — Верую в единого Бога (в православной церкви называется «Символ веры»)
  4. Sanctus Dominus Deus Sabaoth — Свят Господь Бог Саваоф и Benedictus — Благословен
  5. Agnus Dei — Агнец Божий

Нередко, создавая мессу, Г. Дюфаи брал хорошо известную мелодию, к которой добавлял собственную. Подобные заимствования для эпохи Возрождения, считались очень важным для того чтобы в основе мессы лежала знакомая мелодия, которую молящиеся могли легко узнать даже в полифоническом произведении. Кроме церковной музыки Г. Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику.

Мотет (от французского motet — слово) — жанр вокальной многоголосной музыки. Первоначально появился во Франции в XII — веке, в мотете соединялось несколько, чаще всего три самостоятельные мелодии с разными текстами: в нижнем голосе (тенор) — церковное песнопение на латинский текст, в среднем (мотет) и верхнем (триплум) — любовные или шуточные песни на разговорном французском языке.

Католическая церковь боролась против таких «вульгарных мотетов», противопоставив им с XV века многоголосные песнопения на единый латинский текст. Мотеты писались для хора a caрpella, а с конца XVI века и с сопровождением, состояли из нескольких (двух, трёх и более разделов) в полифоническом, нередко и в аккордовом складе. В XVII веке возникли мотеты для солистов-певцов с инструментальным сопровождением.

Представителем нидерландской полифонической школы второй половины XV века был Жоскен Депре. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В церковную музыку Ж. Депре внёс черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. Полифоническая техника Ж. Депре не отличалась изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений.

Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт. Для произведений Окегема характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Творческий почерк композитора угадывается и в его песнях — они почти лишены светской лёгкости, по характеру более напоминают мотеты, а иногда и фрагменты месс

Якоб Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию.              Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам. В его музыке присутствует определённость мелодики вплоть до рельефного тематизма, чёткость общей структуры. Творчество Обрехта было более жизненным, реалистичным, нежели Окегема этим и были обусловлены особенности музыкального языка: определённость ритма, структуры, интерес к звукокрасочности. Многие эти черты были свойственны для народного творчества, поэтому Я. Обрехт не случайно широко использовал народную мелодику, применял распространённое в народном многоголосии параллельное движение голосов. Отсюда более реалистический характер его творчества.

Историю нидерландской музыки Возрождения завершает творчество Орландо Лассо. Будучи личностью неординарной, О. Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы, в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например «Слёзы святого Петра» на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло.

Своеобразие стиля Орландо Лассо – это типично нидерландская «жанровость» в изобретении   бытовых ситуаций, грубоватый, добродушный юмор, меткая сатира – эти черты отражены в таких светских жанрах как французская «шансон», немецкая многоголосная песня, итальянская вилланелла.

Формирование французской культуры Возрождения было связано с развитием во Франции буржуазных порядков, с ростом буржуазии, что привело в конце XV века к политическому объединению всей страны и созданию централизованного государства. Одним из проявлений культуры Возрождения явился гуманизм. Развитие ренессансных тенденций и формирование французской национальной культуры явственно наметились уже в XIV столетии.

Выдающимися представителями искусства раннего Возрождения во Французской музыке были Филипп де Витри и Гильом де Машо.

Большую известность завоевал Филипп де Витри своим трактатом       «Ars nova», который дал название всему передовому направлению музыкального искусства этого периода.

Основные особенности «Ars nova» — это использование народно-песенных, танцевальных, инструментальных мелодий, которые явились обобщением наиболее распространённых демократических интонаций, тенденция к согласованию различных мелодий мотета, созданию «надлежащей звуковой перспективы», к использованию звукокрасочных возможностей многоголосного целого.

Для творчества Филлипа де Витри свойственно воплощение жизненных реалистичных сцен. Чтобы убедительно раскрыть содержание таких образов, композитор смело использовал народные песни и народные танцы. Более того, он видоизменил общую структуру мотета, обрамляя его рефренами, основанными на какой-нибудь народной песне.

Другим крупнейшим представителем французского раннего Возрождения в музыке был Гильом де Машо. Ведущим жанром «Ars nova» явился впервые разработанный Гильомом де Машо жанр светской многоголосной вокально-инструментальной музыки аристократических кругов Франции XIV века – баллада. Баллады Г. Машо представляли обычно двух – или трёхголосные произведения с одной или двумя инструментальными партиями, за двукратным повторением основной строфы напева следовал заключительный раздел на новый текст и завершающая строфа в виде припева, которая пелась на основной напев. Смелые для того времени задержания, диссонирующие синкопы, свободное, гибкое развёртывание мелодии и элементы имитации придали балладам особую выразительность.

Расцвет Возрождения во Франции, связан с постепенным формированием французской национальной культуры, который наступает к середине XVI века. Основные причины развития французского Возрождения было связано с проникновением во французское общество элементов итальянской ренессансной культуры. Однако основной движущей силой, обеспечивающей цветущее развитие музыкальной культуры Франции эпохи Возрождения явилась народная музыка.

Французская многоголосная песня XV – XVI веков – это своего рода «музыкальная энциклопедия» французского быта того времени. Французские песни были очень разнообразны как по содержанию, так и по стилю они повествовательны, лиричны, интимны, шуточны, галантны. Характерно и многообразие их масштабов – от нескольких тактов до 42 страниц.

Глубоко жизненным, реалистичным, был наиболее характерный для французского музыкального гуманизма жанр шансон. Шансон (в переводе с французского «песня») этот жанр представлял собой многоголосную песенную форму со светским текстом и обычно народно-бытовой мелодикой. Именно в этом жанре проявились новые ренессансные черты в идейном содержании, сюжетике, особенностях выразительных средств тесно связанных с повседневным демократическим бытом.

Реалистичность этой французской многоголосной песни в том, что в её образах жизненно-правдиво запечатлены важные исторические события, нарисован широкий круг бытовых картин, создано немало музыкальных пейзажей родной страны, отмеченных яркостью местного колорита. Музыкальные образы «шансон» созданы главным образом средствами мелодии, пластичной, выразительной, обобщившей бытующие интонации своей эпохи. Мастера этой лирико-бытовой песни тонко использовали средства как полифонии, так и аккордового склад в целях создания музыкального образа многогранного, сложного, подвижного – зачастую уличной толпы, войска на поле брани, группы оживлённых собеседников, дружеской пирушки, народного празднества. Для «шансон» того времени характерны простота и непосредственность выразительных средств, типичность основных интонационных оборотов, периодическое строение с определёнными концовками на доминанте и тонике, показательный для народного творчества приём запева, который затем подхватывается всем ансамблем. Часто музыка «шансон» идёт в характере народного танца, иногда это напев лирико-эпического склада, подчас задорная городская уличная песенка, прообраз будущего «водевиля». Для музыки «шансон» также характерна подчёркнутость ритмической основы, иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразноть.

Наиболее выдающимся композитором французского Возрождения был Клеман Жанекен. Музыка К. Жанекена отличается реалистичностью, духом оптимизма и жизнерадостности. К. Жанекену была доступна и тонкая любовная лирика, и выражение настроений грусти и скорби, и полные жизни и движения сцены народного веселья. Наиболее известны «Битва», «Охота», «Пение птиц», «Уличные выкрики Парижа» и другие.
Значительное место в музыкальной культуре Франции XVI века занимает музыка гугенотов – французских представителей реформации. Основной вид музыки гугенотов – одноголосное вокальное исполнение псалмов, доступно изложенных в стихотворном переводе на французский язык. В качестве напевов использовались популярные, широко распространённые мелодии. Каждый пел текст псалмов на тот напев который ему нравился – обычно на напев, распространённый в быту. Крупнейшими композиторами – гугенотами во Франции были Гудимель и Клод Лежен.

В период религиозных войн во Франции окрепла национальная патриотическая французская песня. Её цель – защита не отдельного религиозного направления, а интересов Франции в целом. Эта тенденция созревала на основе постепенного формирования общности психологического склада французского народа, её истоки очень многообразны. Здесь и жгучая ненависть к иноземным наёмным войскам, опустошившим родные нивы и поля, города и сёла; здесь и скорбь по родине переживающей ужасное время.

В целом, несмотря на то, что движение Возрождения во Франции развернулось позже, чем в Италии, всё же можно говорить о многочисленных проявлениях музыкальной культуры эпохи Возрождения. Это и широкое развитие народно-бытовых жанров, и творчество выдающихся композиторов-гуманистов, и музыка, связанная с протестантизмом, и, наконец, большое развитие полемических музыкально-поэтических жанров, где ясно проступают черты национальной музыкальной культуры Франции и проявляется характерное для этого процесса национальное самосознание.